Межкультурная компетентность в научной среде: результаты исследования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-252-260
Аннотация
В работе приведены результаты исследования межкультурной компетентности в научной среде. Межкультурная компетентность является неотъемлемым элементом эффективного межкультурного взаимодействия. Приведены теоретические основания исследования. Представлена методология работы. Применена методика интегративного опросника межкультурной компетентности с учетом четырех параметров: межкультурной стабильности, межкультурного интереса, отсутствия этноцентризма, управления межкультурным взаимодействием. Описаны этапы и результаты проведения эмпирического исследования: получение данных описательной статистики до и после взаимодействия респондентов, репрезентирующих четыре ключевых сегмента целевой аудитории научной организации «Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук» (далее – ВИНИТИ РАН), со стимульным материалом рекламно-информационного характера; результаты теста Шапиро-Уилка на определение нормальности распределения первичных данных; результаты теста Бартлетта на однородность дисперсии; результаты тестов ANOVA (англ. analysis of variance – дисперсионный анализ) и Уилкоксона для определения статистической значимости изменений. Сформулированы выводы о неоднозначном воздействии информационных материалов научной организации на представителей четырех сегментов целевой аудитории; об отсутствии значимых коммуникационных барьеров и успешном взаимодействии целевой аудитории белорусов, казахов и киргизов в рамках научной деятельности с ВИНИТИ РАН; о необходимости адаптации информационных материалов организации с учетом культурных особенностей и предпочтений разных целевых групп.
Об авторах
А. Н. ТимоховичРоссия
Тимохович Александра Николаевна – канд. психол. наук, доц. каф. рекламы и связей с общественностью
г. Москва
А. А. Эльзон
Россия
Эльзон Алиса Андреевна – вед. спец. Центра маркетинговых исследований и перспективного планирования
г. Москва
Список литературы
1. Seale C., Rivas C. Researching society and culture. 5th ed. California: SAGE publ.; 2025. 600 p.
2. Корякина А.Н., Гоголева Н.М. Барьеры межкультурной коммуникации. Проблемы современного педагогического образования. 2023;79–2:167–169.
3. Ткаченко Н.В., Хухлаев О.Е. Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;3(18):459–474. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-459-474
4. Chambliss D.F., Schutt R.K. Making sense of the social world. Methods of investigation. 7th ed. California: SAGE Publ.; 2024. 440 p.
5. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов. Социум и власть. 2013;1(39):97–101.
6. Wiseman R. 59 seconds. Think a little, change a lot. London: Pan Macmillan; 2010. 357 p.
7. Шахназарова А.А. Критерии сформированности кросс-культурной компетентности школьников. Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;3:193–199.
8. Тройникова Е.В. Субъект межкультурного взаимодействия: диалоговая трансформация образовательного конструкта. Язык и культура. 2022;59:298–319. https://doi.org/10.17223/19996195/59/17
9. Тимохович А.Н., Самоходкин Е.В., Эльзон А.А. Исследование целевой аудитории потребителей научно-технической информации: особенности построения эффективной коммуникации и методы формирования лояльности: монография. М.: Русайнс; 2023. 242 с.
10. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Макарчук А.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А. и др. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности». Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021;1(18):71–91. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-71-91
Рецензия
Для цитирования:
Тимохович А.Н., Эльзон А.А. Межкультурная компетентность в научной среде: результаты исследования. Вестник университета. 2025;(3):252-260. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-252-260
For citation:
Timokhovich A.N., Elzon A.A. Intercultural competence in the scientific community: study results. Vestnik Universiteta. 2025;(3):252-260. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-252-260