Ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности учащихся психолого-педагогических классов
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-273-282
Аннотация
В работе анализируется важность создания психолого-педагогических классов, описываются их основные цели. В качестве одного из результатов функционирования психолого-педагогических классов является развитие психолого-педагогической культуры. Отмечается, что данная категория была выделена в рамках педагогической науки. Исследователи определяли ее как психологическую культуру педагога, однако расширение понимания и переход в педагогическую психологию позволят включить исследования и работу по развитию психолого-педагогической культуры старшеклассников, то есть на этапе допрофессиональной педагогической подготовки. Обучение в психолого-педагогическом классе является значимым элементом допрофессиональной подготовки будущих педагогов. Психолого-педагогическая культура представляет собой сложное образование, системообразующим компонентом которого, по мнению автора, является ценностно-смысловой. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей этого компонента. Исследование включало в себя применение следующих диагностических методик: «Системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова; «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, адаптированного Е.Н. Осиным и Н.В. Кошелевой; «Опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца, адаптированного Н.М. Лебедевой; мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». Можно отметить существующие различия в исследовательских группах. Выявлено, что для учащихся психолого-педагогических классов более значимы ценности доброты, универсализма и безопасности. Кроме того, они больше стремятся к достижению высокого статуса в жизни, в их ценностном отношении к педагогической профессии присутствует личностная оценка. На основании проведенного исследования планируется внедрение в работу психолого-педагогических классов курса педагогики и психологии, опирающегося на формирование ценностей другого человека, адекватную постановку целей в жизни и развитие ценностного отношения к профессии педагога.
Об авторе
Н. В. ГребенниковаРоссия
Гребенникова Надежда Викторовна – ведущий психолог Центра психологического и социального здоровья молодежи, ассист. каф. психологии
г. Барнаул
Список литературы
1. Врублевская Е.Г., Даринская Л.А. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России; 2021. 392 с.
2. Гребенникова Н.В. Особенности ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников. Психолого-педагогические исследования. 2024;4(16):49–60. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160404
3. Кисова В.В., Воробьева А.В. Исследование психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования. 2023;78–3:128–130.
4. Ляшенко М.С., Даричева М.В., Минеева О.А. Методика формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019;4(38):72–78.
5. Машина Л.А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М.; 1999. 178 с.
6. Ермаченко Н.А. Методологический анализ понятий психологической и педагогической культуры. Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Педагогика и психология. 2016;3:228–235.
7. Мотков О.И. Психология самосознания личности: практическое пособие. М.: Инcтитут развития личности; 1993. 96 с.
8. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов. Психологическая наука и образование. 2017;6(22):25–33. https://doi.org/10.17759/pse.2017220602
9. Пашкин С.Б., Семикин В.В. Психологическая и педагогическая культура личности и ее формирование в вузе . СПб: Военный институт (инженерно-технический); 2015. 54 с.
10. Позднякова О.К. О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя. Инновационное развитие профессионального образования. 2019;4(24):25–32.
11. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов». Вестник Кемеровского государственного университета. 2013;2(542(1):148–153.
12. Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности. Вопросы психологии. 2020;6(66):150–163.
13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь; 2004. 70 с.
14. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015;1:42–59. https://doi.org/10.11621/vsp.2015.01.42
Рецензия
Для цитирования:
Гребенникова Н.В. Ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности учащихся психолого-педагогических классов. Вестник университета. 2025;(3):273-282. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-273-282
For citation:
Grebennikova N.V. Value-semantic component of the psychological and pedagogical culture of the personality of students from psychological and pedagogical classes. Vestnik Universiteta. 2025;(3):273-282. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-3-273-282