Определение элементов маркетинга образовательных услуг при формировании маркетингового капитала вуза
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-129-138
Аннотация
Рассмотрена проблема определения элементов маркетинга образовательных услуг. Цель настоящего исследования направлена на выявление данных элементов в контексте формирования маркетингового капитала вуза. Проанализированы имеющиеся подходы к пониманию маркетинга образовательных услуг. Определены ключевые составляющие данного комплекса при помощи модели 7P. В качестве метода исследования выбраны ряд общенаучных теоретических методов, а также общий метод критического анализа. Анализ проводился на основе имеющихся digital-ресурсов ряда отечественных и зарубежных вузов. Ключевые результаты исследования представлены выводами, касающимися проведенного анализа элементов маркетинга образовательных услуг, определением самих элементов маркетинга вуза в условиях цифровой экономики. Освещены маркетинговые аспекты продвижения бренда вуза, возможные каналы коммуникации. Обозначены ошибки при продвижении вуза. Изучены актуальные инструменты продвижения вуза, в том числе инфлюенс-маркетинг, привлечение амбассадоров. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения имеющихся результатов в целях повышения эффективности формируемых брендов вузов, в том числе зарубежных. Дальнейшие исследования могут быть связаны с определением специфики ведения брендинговой деятельности в контексте формирования маркетингового капитала вуза. Продвижение организации предполагает работу над формированием как бренда, бренд-платформы, идентичности, позиционирования, так и элементов маркетинга.
Об авторе
К. А. АржановаРоссия
Аржанова Кристина Александровна - канд. психол. наук, доц. каф. рекламы и связей с общественностью.
Москва
Список литературы
1. Александров А.В. Нематериальные активы в вузах: особенности учета и потенциал использования. Дискуссия. 2015;1(53):28–33.
2. Бронников А.В. Актуальность организации маркетинговой деятельности в образовательной организации. В кн.: European Scientific Conference: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 8 января 2020 г. Пенза: Наука и Просвещение; 2020. С. 183–185.
3. Донина И.А. Образовательный маркетинг – современный этап маркетинга взаимоотношений. Фундаментальные исследования. 2013;1(4):158–161.
4. Платонова Ю.Ю. Маркетинг образовательных услуг как инструмент обеспечения конкурентоспособности государственного вуза. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 2007. 24 с.
5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. Дис. д-р экон. наук: 08.00.05. М.; 1995. 412 с.
6. Котляревская И.В., Минина Т.Б. Особенности взаимодействия участников образовательного пространства в маркетинговой деятельности вуза. Известия Уральского государственного экономического университета. 2011;3(35):147–151.
7. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Маркетинг образовательных услуг. СПб: Книжный Дом; 2007. 108 с.
8. Пучков Н.П. Образовательные услуги вуза. Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2002;8(3):535–543.
9. Васильева О., Петровская М. Комплексное решение организации учебной практики в вузах. Качество образования. 2014;7(8):38–41.
10. Жадько Е.А. Совершенствование стратегии позиционирования и управления брендом в маркетинговой деятельности образовательной организации на рынке профессионального образования. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург; 2017. 192 с.
11. Акимова В.А., Бережной В.В., Бородина Е.М. и др. Использование искусственного интеллекта и цифровой аналитики для совершенствования учебного процесса и его инфраструктуры в вузе. М.: Государственный университет управления; 2018. 76 с.
12. Ткачев В.А. Управление брендом как элементом корпоративной культуры: социологический аспект. Дис канд. социол. наук: 22.00.08. М.; 2003. 168 с.
13. Kazimirova N., Sinyuk T., Abazieva K., Panasenkova T., Chirskaya M. University brand management as a strategy for innovative development. Dela Press Conference Series: Economics, Business and Management. 2022;001(037). https://doi.org/10.56199/dpcsebm.dtjb6376
14. Ачкасова О.Г. Образовательный маркетинг вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020;4(40):54–60.
15. Аржанова К.А., Довжик Г.В. Специфика восприятия имиджей профессий по рекламе и связям с общественностью. Вестник Университета. 2020;10:157–162. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-10-157-162
16. Феофанов С.О. Проблемы формирования имиджа вуза в условиях рыночных отношений. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014;4(2):222–233.
17. Данько Т.П. Вопросы развития цифрового маркетинга. Проблемы современной экономики. 2013;3(47):261–265.
18. Марченко О.Г. и др. Контекстная реклама высших учебных заведений. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;1(7):121–124.
19. Пашнина И.И. Специфика баннерной рекламы образовательных учреждений и услуг. Культурная жизнь Юга России. Приложение. 2015;1(1):122–124.
20. Аржанова К.А., Бычкова С.Г., Доброходова А.Г., Крючкова Г.А. Продвижение онлайн-курсов на рынке бизнес-образования. Маркетинг в России и за рубежом. 2021;4:69–76.
21. Аржанова К.А., Новожилова П.С., Егорова А.В., Габрельянц Л.А. Основные способы продвижения онлайн-образования. В кн.: Человек, природа, общество и технологии: материалы Национальной научно-практической конференции, Москва, 16 декабря 2022 г. М.: Государственный университет управления; 2023. С. 15–18.
22. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: Юнити-Дана; 2012. 448 с.
Рецензия
Для цитирования:
Аржанова К.А. Определение элементов маркетинга образовательных услуг при формировании маркетингового капитала вуза. Вестник университета. 2025;(4):129-138. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-129-138
For citation:
Arzhanova K.A. Defining marketing elements of educational services when forming university’s marketing capital. Vestnik Universiteta. 2025;(4):129-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-129-138