Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Профессионально-образовательные ориентации обучающихся выпускных курсов регионального вуза (по материалам эмпирического исследования)

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-230-239

Аннотация

Изучена проблема незавершенности процессов профессионального самоопределения, характерных для современной молодежи в целом. Сделан акцент на институциональных и структурных условиях, определяющих возможности и ограничения для успешной профессиональной социализации молодежи в контексте конкретных территорий. В условиях Мурманской области значимыми факторами являются демографическая убыль и кадровый голод, которые обусловили общественный запрос на удержание населения и повышение качества жизни. В контексте реализации задач комплексного развития региона особый исследовательский вопрос представляет состояние профессиональных и образовательных ориентаций регионального студенчества. В основу анализа положены результаты социологического исследования, проведенного в 2024 г. методом онлайн-опроса среди обучающихся выпускных курсов регионального вуза в Мурманской области (477 чел.). Выявлены следующие основные тренды в профессионально-образовательных ориентациях студентов: широкий запрос на продолжение образования за пределами региона у значительной группы опрошенных (преимущественно получающих среднее профессиональное образование), достаточно высокие показатели лояльности к получаемому направлению подготовки/специальности, активная вовлеченность во вторичную занятость в процессе получения образования. Полученные результаты имеют прикладное значение в рамках направлений деятельности региональной системы профессионального образования по удержанию внутреннего потока обучающихся при переходе между уровнями подготовки, выстраиванию дальнейшей образовательной и профессиональной траектории выпускников.

Об авторах

Е. Н. Шарова
Мурманский арктический университет
Россия

Шарова Екатерина Николаевна - канд. социол. наук, зав. научно-исследовательской лабораторией социологических исследований.

Мурманск



Д. В. Малеус
Мурманский арктический университет
Россия

Малеус Диана Владимировна - социолог научно-исследовательской лаборатории социологических исследований.

Мурманск



Список литературы

1. Захаркин Р.А. Вторичная социализация как один из базисных социальных процессов в современном обществе. Теория и практика общественного развития. 2018;1:9–14. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.1.1

2. Большов В.Б. Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодежи. Социальная компетентность. 2021;1(6):93–112.

3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;3:13–41. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1602

4. Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (на примере Мурманской области). Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04. Архангельск: Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова.; 2012. 25 c.

5. Ситникова И.В. Процесс профессионального самоопределения молодежи: школа – вуз – рынок труда: на примере Нижегородского региона. Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; 2022. 175 с.

6. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Рябова И.Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы. Интеграция образования. 2021;3(25):440–462. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.440-462

7. Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А. Представления студенческой молодежи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции. Социологическая наука и социальная практика. 2023;1(11):44–69. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.3

8. Букин В.П. Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009;1(9):122–130.

9. Агаркова Л.В., Остапенко Е.А. Повышение качества человеческих ресурсов региона на основе развития сферы образования. Вестник университета. 2024;8:55–62. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-55-62

10. Иванова М.В., Клюкина Э.С. Современные предпосылки будущего арктических трудовых ресурсов. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017;6:180–198. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.08

11. Шарова Е.Н., Бурцева А.В. Современная демографическая ситуация на Кольском Севере: к вопросу о присутствии человека в Арктике. Теория и практика общественного развития. 2020;1(143):68–73.

12. Шарова Е.Н., Недосека Е.В. Профессионально-образовательные установки молодежи в условиях миграционного оттока населения арктических территорий (на примере Мурманской области). Арктика и Север. 2021;45:166–183. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2021.45.166

13. Михайловская С.А. Социально-философский анализ поведенческих стратегии студенческой молодежи в сфере вторичной занятости. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2018;4:86–91.

14. Михайловская С.А. Вторичная занятость студенческой молодежи как механизм профессиональной социализации: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. философских наук: 09.00.11. Чита: Забайкальский государственный университет.; 2019. 22 с.

15. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности. Современные исследования социальных проблем. 2012;4.


Рецензия

Для цитирования:


Шарова Е.Н., Малеус Д.В. Профессионально-образовательные ориентации обучающихся выпускных курсов регионального вуза (по материалам эмпирического исследования). Вестник университета. 2025;(4):230-239. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-230-239

For citation:


Sharova E.N., Maleus D.V. Professional and educational orientations of final-year students at regional university (based on empirical research). Vestnik Universiteta. 2025;(4):230-239. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-230-239

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)