Проблема развития soft skills («мягких» навыков) и социальной зрелости в процессе профессиональной подготовки будущих учителей и психологов
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-240-249
Аннотация
Изучены проблемы развития «мягких» навыков и социальной зрелости в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, художников и психологов. Рассмотрены такие понятия, как «мягкие» навыки и социальная зрелость, проанализированы современные публикации и исследования, посвященные данной тематике. В современной психолого-педагогической науке выделяют разные классификации «мягких» навыков. В процессе обучения происходят трансляция и усвоение теоретических знаний, умений и навыков, формирование общих и профессиональных компетенций, а также их практическое применение в учебной, педагогической, производственной и стажерской практике. Вследствие рефлексии, контент-анализа продуктов деятельности студентов (отчет по практике), опросов студентов замечено, что при прохождении стажерской практики студенты-художники и частично студенты-психологи сталкиваются с трудностями во взаимодействии с учениками, родителями, работодателями. Социальная зрелость является общим и важным конструктом при взаимодействии с другими людьми в общественной и образовательной среде на теоретическом уровне освоения учебных навыков, а также в процессе реализации профессиональной деятельности учителя, художника, психолога. Активизация качеств и характеристик, входящих в структурную композицию социальной зрелости, способствует развитию таких «мягких» навыков, как личные, межличностные и ситуационные. «Мягкие» навыки и социальная зрелость важны в процессе обучения и подготовки будущих учителей и психологов, а также в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ЗабродинаРоссия
Забродина Ольга Владимировна - канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии.
Самара
К. Г. Репина
Россия
Репина Ксения Геннадьевна - канд. психол. наук, доц. каф. философии, истории и теории мировой культуры и искусства.
Самара
Список литературы
1. Шаронова О.В., Федотенко М.А. Результаты мониторинга сформированности «мягких навыков» у учителей разных возрастных групп. Стандарты и мониторинг в образовании. 2023;2(11):25–33.
2. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for quality research. 2016;1(10).
3. Tsirkas K., Chytiri A. P., Bouranta N. The gap in soft skills perceptions: a dyadic analysis. Education and Training. 2020;4(62):357–377. https://doi.org/10.1108/ET-03-2019-0060
4. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021;1(86):194–196.
5. Осипова С.И., Гафурова Н.В., Рудницкий Э.А. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO. ПНиО. 2019;4(40):91–101.
6. Ильина Л.А., Новиков О.Е. Актуальность мягких навыков в эпоху цифровизации. В кн.: Интеллектуальная инженерная экономика и индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ): материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17–18 ноября 2023 г. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС; 2023. С. 38–42. https://doi.org/10.18720/IEP/2023.4/6
7. Ярославцева А.В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники у мальчиков во внеурочной деятельности. Вестник ГГУ. 2020;6:89–93.
8. Локтаева Н.Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание. Инновационные проекты и программы в образовании. 2019;2:28–35.
9. Проботюк Л.О. Компоненты профессиональной готовности к профессиональному консалтингу будущих педагогов-психологов. Педагогический журнал. 2023;11-1(13):468–474. https:/doi.org/10.34670/AR.2023.42.63.066
10. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков. Образовательная политика. 2020;1(81):104–112.
11. Ермаков Д.С., Амантай Ж.А. Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills. Образовательная политика. 2021;4:42–51.
12. Башилова С.М., Башилов Р.Н. Формирование и развитие soft skills на этапе постдипломного образования. Тверской медицинский журнал. 2021;1:107–110.
13. Садовая А.В., Аксенова С.Н., Фурса А.В. Методические подходы к развитию мягких навыков. Вестник научных конференций. 2023;7-1(95):79–81.
14. Савельев М.Е. Использование универсальных учебных действий для формирования soft skills (мягких навыков) у обучающихся. Вопросы педагогики. 2022;6-2:147–153.
15. Маврин А.С. Особенности развития soft и hard skills у людей поколения Z. СМАЛЬТА. 2022;3:5–16.
16. Abisheva A.Y., Yeralina E.M. Soft skills of bachelor degree students: analysis of sources by gender for employment. Central Asian Economic Review. 2022;1(142):60–72.
17. Акбарова А.А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости. Известия саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2018;2(7):149–156. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155
18. Забродина О.В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара; 2016. 22 с.
19. Агеева Е.Л., Губарева М.А., Камерилова Г.С. Социальная направленность высшего образования как средство формирования социальной зрелости педагогических кадров. Проблемы современного педагогического образования. 2024;83-2:154–156.
20. Козаченко Е.В. Структурный анализ социальной зрелости будущих социальных психологов. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021;8(50):164–166.
21. Кравцова Н.В. Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения. Молодой ученый. 2021;18(360):495–497.
Рецензия
Для цитирования:
Забродина О.В., Репина К.Г. Проблема развития soft skills («мягких» навыков) и социальной зрелости в процессе профессиональной подготовки будущих учителей и психологов. Вестник университета. 2025;(4):240-249. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-240-249
For citation:
Zabrodina O.V., Repina K.G. The issue of developing soft skills and social maturity in the process of training future teachers and psychologists. Vestnik Universiteta. 2025;(4):240-249. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-4-240-249