Маркетинговое исследование рынка электроэнергии Ярославской области
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-48-59
Аннотация
В работе проводится маркетинговое исследование рынка электроэнергии Ярославской области, включая анализ электропотребления и тарифной политики. Цели работы – составление прогноза электропотребления в регионе, оценка динамики и структуры тарифов на электроэнергию для различных категорий потребителей. При прогнозировании электропотребления были использованы различные макроэкономические и статистические методы, в том числе методы экстраполяции; при оценке тарифной политики – общенаучные методы анализа динамики и структуры показателей. Полученные результаты доказывают возрастающую потребность региона в электроэнергии: прирост до 2030 г. около 2 % в год. Рост предельных нерегулируемых цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) для прочих потребителей ниже темпов инфляции, за исключением 2023 г., когда наметилась тенденция уменьшения перекрестного субсидирования населения прочими потребителями. Также увеличиваются тарифы на электроэнергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Они ниже темпов роста заработной платы, но выше темпов инфляции как в целом за период, так и в отдельные годы. Доля расходов семьи на электроэнергию составляет менее 1 %, что делает возможным повышение тарифов на электроэнергию для населения при снижении перекрестного субсидирования. Полученные данные применимы в социально-экономическом мониторинге для оценки нагрузки на бизнес и население, прогнозирования последствий тарифной политики. Перспективы исследования связаны с углубленным анализом влияния внешних факторов (санкций, технологический изменений) на энергетический рынок.
Об авторах
Н. Г. ЛюбимоваРоссия
Любимова Наталия Геннадьевна - Д-р экон. наук, проф. каф. экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе
А. Д. Лебедева
Россия
Лебедева Алена Дмитриевна - Студент
А. С. Флаксман
Россия
Флаксман Алина Сергеевна - Канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе
Список литературы
1. Грехов А.Н. Исследование регионального рынка электроэнергии. Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск: Новосибирский государственный университет; 2000. 189 с.
2. Иванов А.В., Петрова С.К. Методы прогнозирования электропотребления в регионах РФ. Энергетика: экономика, технология, экология. 2022;3:45–5.
3. Шичкин Д.В. Известные методы прогнозирования потребления электроэнергии. Вестник науки. 2025;1(82(2):1205–1214.
4. Белов П.С. Сравнительный анализ тарифной политики в регионах ЦФО. Вопросы экономики. 2020;7:89–102.
5. Золотова И.Ю., Долматов И.А., Минкова В.С. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ. Энергетическая политика. 2017;2:51–59.
6. Федорова Е.А. Региональные особенности субсидирования тарифов на электроэнергию. Энергетическая политика. 2021;2:56–68.
7. Чиркун С.И., Харитонова О.Н., Неклюдов В.А. (ред.) Ярославская область. 2024: статистический сборник. Ярославль: Ярославльстат; 2024. 383 с.
8. Зайцева М.К. Структура расходов семей на ЖКУ: региональный аспект. Социологические исследования. 2023;6:78–91.
9. Митрошин И.В. Доходы и потребительские расходы домашних хозяйств в России. Научный результат. Экономические исследования. 2022;2(8):74–84. http://doi.org/10.18413/2409-1634-2022-8-2-0-8
Рецензия
Для цитирования:
Любимова Н.Г., Лебедева А.Д., Флаксман А.С. Маркетинговое исследование рынка электроэнергии Ярославской области. Вестник университета. 2025;(5):48-59. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-48-59
For citation:
Lyubimova N.G., Lebedeva A.D., Flaxman A.S. Marketing research of the electric power market in Yaroslavl region. Vestnik Universiteta. 2025;(5):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-48-59