Социальные ожидания взрослых пользователей социальных сетей в отношении программ краткосрочного электронного образования как предмет научного исследования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-233-240
Аннотация
Работа представляет собой научное обоснование актуальности изучения социальных ожиданий взрослых в отношении краткосрочных программ электронного обучения. Отмечен существенный рост запроса со стороны общества на постоянное обучение на протяжении всей жизни, что стало следствием повсеместной цифровизации и ускорения темпов обмена информации. Следствием повышения социального запроса на образовательные программы стал рост рынка образовательных продуктов в сегментах формального и неформального образования. На фоне трансформации форматов обучения, стремительного развития электронного образования широкое распространение по лучили краткосрочные программы электронного образования, продвигаемые в социальных сетях. Цель исследования – теоретический анализ источников научной информации, которые, предположительно, могут составить методологическую основу для изучения социальных представлений взрослых пользователей социальных сетей в отношении данных краткосрочных программ. Материал представлен в соответствии с актуальностью проблемы влияния интернета на отдельного индивида и на трансформацию социальных процессов в целом, а также значимых изменений в системе образования. Уточнены понятия «социальные ожидания», «электронное образование». Сделан вывод о том, что к настоящему времени сложились предпосылки изучения влияния социальных сетей на ожидания взрослых пользователей от образовательных продуктов, создаваемых и продвигаемых в интернете. Обозначены перспективы практического приложения результатов предполагаемого исследования
Об авторе
О. А. ПоляковаРоссия
Полякова Оксана Александровна - Соискатель
Список литературы
1. Васютина О.В. Социально-психологические факторы мотивации достижения в деятельности. В кн.: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. Социальный инженер – 2023: сборник материалов международной научной конференции молодых исследователей, часть 5, Москва, 11–15 декабря 2023 г. М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; 2023. С. 35–38.
2. Суховская Д.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных ожиданий от обучения. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022;2:122–126.
3. Никулина Е.В. Психологические детерминанты формирования конструктивных социальных ожиданий старшеклассников. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Курск: Курский государственный университет; 2005. 20 с.
4. Черноиваненко Ю.О., Валиахметова М.М. Социальные ожидания и надежда. Социальные явления. 2015;3:41–45.
5. Белашина Т.В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния. Системная психология и социология. 2021;3(39):61–71. http://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.39.3.5
6. Нечаев И.А. Влияние социальных ожиданий на мотивацию субъекта в модели «Ожидание – ценность». Социальные явления. 2015;3:46–52.
7. Самоходкин Е.В. Исследование социального взаимодействия и его роли в когнитивном развитии. В кн.: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. Социальный инженер – 2023: сборник материалов международной научной конференции молодых исследователей, часть 5, Москва, 11–15 декабря 2023 г. М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; 2023. С. 236–241.
8. Haleem A., Javaid M., Qadri M.A., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: a review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275–285. http://dx.doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
9. Самсонова Н.Н., Овсяник О.А. Изменение взаимодействий в современном обществе под влиянием развития интернет-коммуникаций. В кн.: Актуальные проблемы информационного общества в науковедении, культуре, образовании, экономике: сборник научных докладов XV Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 апреля 2018 г. М.: Полиграф сервис; 2018. С. 501–507.
10. Tabak В.Ya. Education expectations and income level of families: an assessment within the framework of human capabilities approach. Educational Administration: Theory and Practice. 2021;1(27):985–1004. https://www.sciencegate.app/app/redirect#aHR0cHM6Ly9keC5kb2kub3JnLzEwLjE0NTI3L2t1ZXkuMjAyMS4wMDM=
11. Шевченко-Савлакова Н.М. Психологические особенности онлайн-обучения взрослых. Мастерство online. 2021;3(28).
12. Клаучек С.В., Деларю В.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний. Психологический журнал. 1997;2(18):123–128.
13. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования). Психологическая диагностика. 2005;3:95–129.
Рецензия
Для цитирования:
Полякова О.А. Социальные ожидания взрослых пользователей социальных сетей в отношении программ краткосрочного электронного образования как предмет научного исследования. Вестник университета. 2025;(5):233-240. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-233-240
For citation:
Polyakova O.A. Social expectations of adult social media users regarding short-term e-education programmes as a subject of scientific research. Vestnik Universiteta. 2025;(5):233-240. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-233-240