Подходы к изучению потребительского поведения в цифровом обществе
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-221-228
Аннотация
Рассмотрены современные методы и инструменты анализа потребительских предпочтений и поведения в условиях быстро развивающегося цифрового окружения. Цифровые технологии влияют на социальные отношения, систему ценностей и создание новых форм коммуникации, формируя таким образом новое – цифровое – общество. В условиях глобализации и повсеместной цифровизации потребители становятся все более требовательными и информированными, что требует от исследователей применения новых подходов к изучению их поведения. Выделены ключевые теоретические рамки, описывающие подходы к изучению потребительского поведения в контексте теории сетевого общества М. Кастельса. Исследовано влияние сетевых структур, социальных медиа и культурных изменений на формирование новых моделей потребления. Особое внимание уделено влиянию социальных сетей, мобильных технологий и онлайн-платформ на формирование потребительских паттернов. Подчеркнута важность теории М. Кастельса как инструмента анализа потребительского поведения в цифровом пространстве, где главными ресурсами становятся информация и коммуникации. Полученные выводы открывают новые перспективы для анализа потребительского поведения в целях более глубокого понимания поведения человека, социальной группы и общества в цифровую эпоху.
Об авторе
А. В. СидоринаРоссия
Сидорина Анастасия Витальевна, соискатель
г. Москва
Список литературы
1. Кастельс М. Сетевое общество: Условие существования. М.: Гуманитарная академия; 2000.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Гуманитарная академия; 2004.
3. Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Z. Российское предпринимательство. 2017;21:3347– 3361. http://dx.doi.org/10.18334/rp.18.21.38560
4. Шабанова М.А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретикометодологические аспекты. Социологические исследования. 2020;1(11):16–26.
5. Береговская Т.А., Гришаева С.А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде. Вестник университета. 2020;1:92–100. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-1-92-99
6. Вебер М. Основные понятия стратификации. Социологические исследования. 1994;5:147–156.
7. Байльдинов Е.М. Культура и экономическое поведение. Общество и экономика. 2018;1:96–109.
8. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи. Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009;1:44–52.
9. Юдина Н.А. Моделирование потребительского поведения средствами маркетинга. Управленческие науки. 2012;2(3):81–85.
10. Тищенко Н.Ю., Тищенко О.Э., Ребязина В.А., Слободчук Ю.А. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb. Вестник Московского университета. Экономика. 2019;2:43–63. https://doi.org/10.38050/01300105201923
11. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Логос. 2000;4:63–77.
12. Федоренко В.И. Обоснование факторов, формирующих потребительское поведение в социальных сетях на этапе цифровизации российской экономики. Инновации и инвестиции. 2020;11:158–164.
Рецензия
Для цитирования:
Сидорина А.В. Подходы к изучению потребительского поведения в цифровом обществе. Вестник университета. 2025;(6):221-228. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-221-228
For citation:
Sidorina A.V. Approaches to the study of consumer behavior in digital society. Vestnik Universiteta. 2025;(6):221-228. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-221-228