Социально-психологическая удовлетворенность и привлекательность труда у работников банковской сферы
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-250-260
Аннотация
Представлены результаты исследования социально-психологических факторов, связанных с удовлетворенностью и привлекательностью труда у работников банковской сферы. Развитие современного общества ведет к постоянным изменениям в организации труда, поэтому становится необходимым постоянно изучать аспекты, влияющие на эффективность и привлечение сотрудников, от которых зависит успешность бизнеса, в том числе в банковской сфере. В литературе существует много подходов к терминам «удовлетворенность трудом» и «привлекательность труда», в настоящем исследовании использована теория, где одна переменная является степенью другой. Авторы зарубежных исследований выявили лидерство и мотивацию как наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность сотрудников банков. На их основе проведено эмпирическое исследование на российской выборке. По результатам статистического анализа с использованием критерия корреляции Спирмена выявлено, что лидерство имеет значимую связь с удовлетворенностью трудом у сотрудников банка, тогда как с внутренней мотивацией подобной связи выявлено не было. Полученные выводы стоит использовать при развитии корпоративной культуры внутри банка, чтобы успешно привлекать профессиональные кадры и удерживать имеющиеся.
Об авторах
О. И. МироноваРоссия
Миронова Оксана Ивановна, д-р психол. наук, проф. каф. психологии и развития человеческого капитала; проф. Департамента психологии
г. Москва
В. М. Дралина
Россия
Дралина Вероника Михайловна, студенты
г. Москва
Список литературы
1. Эзрох Ю.С., Каранова С.О. Управление кадровым ресурсом банков: проблемы и пути решения. Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016;1-1:3–14.
2. Халфина Р.Р., Сафронова Е.В., Сафронов А.М. Психологические особенности взаимосвязи мотивационной сферы деятельности банковских служащих и степени удовлетворенности трудом. Проблемы современного педагогического образования. 2018;60-2:462–465.
3. Nantavisit N., Long K., Dorn U. A meta-analysis of determinants influencing bank employees’ satisfaction. Banks and Bank Systems. 2023;3(18):49–60.
4. Файзиева М., Гойипназаров С., Абдурахмонова Г. Оценка влияния дистанционной работы на производственный труд сотрудников и эффективность предприятия во время пандемии COVID-19. Общество и инновации. 2020;2:35–52.
5. Kim L., Jindabot T., Pongsakornrungsilp S., Horam N. How to Enhance Perceived E-Learning Usefulness: Evidence from Thai University Students. Abac Journal. 2023;1(43):18–33.
6. Марамыгин М.С., Шатковская Е.Г. Банковское дело и банковские операции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; 2021. 567 с.
7. Янченко Е.В., Альмухаметова Э.Р. Определение профессиональных компетенций работников банковской сферы. Казанская наука. 2014;4:104–110.
8. Хатламаджиян Д.Г. Особенности и структура банковского персонала: формирование профессиональных компетенций. Пространство экономики. 2012;3-3:132–134.
9. Слинков А.М. Стратификация работников банков. Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2015;2(4):71–80.
10. Жуйкова М.А. Удовлетворенность трудом как объект социологического изучения. Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014;1:18–22.
11. Лысова Е.А. Анализ подходов к понятию удовлетворенности трудом. Бюллетень науки и практики. 2017;12(25).
12. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МОДЭК; 2004. 158 c.
13. Зубова Л.В., Щербинина О.А. Взаимосвязь привлекательности труда и профессионально правомерной направленности личности (на примере журналистов). Теоретическая и экспериментальная психология. 2021;4:20–27.
14. Веселова О.Ю., Кузьмина В.М. Привлекательность трудовой деятельности для сотрудников образовательных учреждений. В кн.: Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 23 апреля 2013 г.. Екатеринбург: Уральский федеральный университет; 2013. С. 35–38.
15. Федяева И.Ю. Взаимосвязь профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом работников предприятия. Вестник ВятГУ. 2018;4:139–146. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.18.046
16. Крылов А.А., Маничев С.А. (ред.) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2е изд., доп. и перераб. СПб: Питер; 2003. 560 с.
17. Райгородский Д.Я. (ред.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М; 2001. 672 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер; 2002. 512 с.
19. Нечепоренко О.П. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работой. ОмГУ. 2013;1:45–52.
20. Ларина А.А. Особенности стиля руководителя как фактор удовлетворенности работой коллектива. Территория науки. 2014;6:39–42.
21. Новак А.В. Роль руководителя в формировании кредитной культуры банка. Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2012;6:87–94.
22. Царева Н.А., Мельникова А.А. Мотивация труда персонала: удовлетворенность трудом и командная работа. Вестник Академии знаний. 2022;6(53):486–490.
Рецензия
Для цитирования:
Миронова О.И., Дралина В.М. Социально-психологическая удовлетворенность и привлекательность труда у работников банковской сферы. Вестник университета. 2025;(6):250-260. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-250-260
For citation:
Mironova O.I., Dralina V.M. Social and psychological satisfaction and labor attractiveness among banking sector employees. Vestnik Universiteta. 2025;(6):250-260. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-250-260