Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Геобрендинг покинутого малого города: анализ проблем и возможностей с позиций теории систем

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-56-68

Аннотация

Исследуется проблема покинутых и покидаемых малых городов Российской Федерации в контексте решения задач устойчивого развития территорий. Цели исследования – выявление и анализ проблем и возможностей геобрендинга покинутого города с позиций теории систем. Достижение целей предполагало решение следующих задач: анализ особенностей функционирования и развития малого города с позиций теории систем; выявление и рассмотрение объективных детерминант гибели малого города как социально-экономической геосистемы; анализ возможностей решения задачи возрождения покинутого малого города инструментами геобрендинга. В результате проведенного исследования доказано, что с позиций теории систем в основе деградации и гибели малого города лежат как объективные внутрисистемные регрессивные процессы, так и объективные процессы развития его надсистем, в качестве которых выступают прежде всего социально-экономические геосистемы более высокого порядка; выявлены и систематизированы основные дестабилизирующие факторы процесса развития малого города, а также соответствующие им системные нарушения; предложен механизм возрождения покинутого малого города посредством геобрендингового инструментария, использование которого предполагает репозиционирование города как геокультурного объекта; представлены различные бренд-концепции геобрендинговой стратегии репозиционирования покинутого малого города, выбор которых на уровне практической реализации зависит от содержательных особенностей города, его культурной, исторической, природной, архитектурной специфики.

Об авторе

И. Ю. Александрова
Государственный университет управления
Россия

Александрова Ирина Юрьевна - Канд. психол. наук, доц. каф. маркетинга

г. Москва 



Список литературы

1. Маркин В.В., Черныш М.Ф. (ред.) Малые города России: новые вызовы, социальные проблемы и перспективы: монография. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; 2021. 598 с.

2. Маркин В.В., Черныш М.Ф. (ред.) Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики: монография. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; 2020. 523 с.

3. Тамбовцев В.Л., Шерешева М.Ю. (ред.) Устойчивое развитие территорий на основе сетевого взаимодействия малых городов: монография. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; 2018. 443 с.

4. Бухвальд Е.М., Кольчугина А.В. Малые и моногорода в Стратегии пространственного развития Российской Федерации. М.: Институт экономики Российской академии наук; 2019. 44 c.

5. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: учебник. М.: Юрайт; 2024. 562 с.

6. Федюхин А.В., Гашо Е.Г. Методические подходы к анализу энергоэкологического метаболизма городов. Глобальная энергия. 2024;1(30):91–107. https://doi.org/10.18721/JEST.30105

7. Ермолаева П.О. Социально-экологический метаболизм городов: концептуализация, научные школы, современные зарубежные исследования. Социологическая наука и социальная практика. 2015;3(11):34–50.

8. Михайлов Л.А. (ред.) Концепции современного естествознания: учебник. СПб.: Питер; 2012. 335 с.

9. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Пер. с англ. В.Ф. Пастушенко М.: URSS; 2021. 352 с.

10. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: URSS; 2022. 136 с.

11. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М.: Наследие, 1996. 183 с.

12. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики. Вопросы философии. 2000;4:112–129.

13. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань; 1999. 480 с.

14. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. Киев: Межрегиональная академия управления персоналом; 2003. 368 с.

15. Алешникова В.И., Александрова И.Ю. Маркетинговые модели и инструменты устойчивого развития малых городов России. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; 2024. 147 с.

16. Александрова И.Ю. Роль и специфика геобрендингового инструментария в стратегии возрождения и устойчивого развития покинутого города. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2023;3:196–209. https://doi.org/10.36627/2074-5095-2023-3-3-196-209

17. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Пер. с англ. Е.Н. Егоровой, З.В. Кагановой, В.Т. Николаева, Е.Р. Черемиссиновой. М.: ACT; 2006. 873 с.

18. Ритцер Дж. Современные социологические теории. Пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицыной. 5e изд. СПб.: Питер; 2002. 688 с.

19. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: сборник статей. Пер. с англ. Б. Кагарлицкого. М.: Ленанд; 2024. 400 с.

20. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг городов и территорий: монография СПб.: Алетейя; 2020. 668 с.

21. Цымбурский В.Л. Возвращение на Остров Россия: сборник трудов. М.: Родина; 2024. 208 с.

22. Шмаков В.С. Локальные сообщества Евразии: геокультурный аспект. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022;2(13).


Рецензия

Для цитирования:


Александрова И.Ю. Геобрендинг покинутого малого города: анализ проблем и возможностей с позиций теории систем. Вестник университета. 2025;1(7):56-68. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-56-68

For citation:


Aleksandrova I.Yu. Geobranding of an abandoned small town: analysing problems and opportunities from the perspective of systems theory. Vestnik Universiteta. 2025;1(7):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-56-68

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)