Личностные компетенции в профессиональной ориентации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-247-255
Аннотация
Рассматриваются термины и определения личностных качеств человека, которые сегодня, наравне со знаниями, умениями и навыками, трактуют понятие квалификации. Продемонстрированы отличия в определениях, используемых в нормативно-правовой базе, психологической и педагогической науке: универсальные, надпрофессиональные компетенции, мягкие навыки, или soft skills, профессионально важные качества, модели компетенций. Отмечается отсутствие консенсуса относительно применяемого в литературе и практике терминологического аппарата. В профессиональной ориентации (далее – профориентация) авторы предлагают использовать понятие «личностные компетенции», наиболее полно и точно определяющее то содержание личности человека, которое он демонстрирует и которое сравнивается с требованиями профессии к ней. Термин является наиболее близким охватывающим понятием с точки зрения как психологии, так и регулирования, а именно включает в себя личностные качества человека и их проявление – компетенции. Ставятся два вопроса: каков состав личностных компетенций, какие доступны методы и методики, позволяющие на приемлемом уровне оценить личностные компетенции человека и профессии. Показано, что модели компетенций схожи, но имеются различные подходы к определению их состава. Отмечается, что профориентация должна охватывать как минимум все основные профессии и использовать модели личностных компетенций, применимые для современного рынка труда. Предлагается использовать модель из 33 компетенций и Большой ориентационный тест, позволяющие наиболее эффективно решить задачу оценки человека и профессий для поиска наилучшего соответствия личности и выбираемой профессии.
Об авторах
Д. Ф. АлиевРоссия
Алиев Джомарт Фазылович - Канд. экон. наук, PhD, академик
Москва
Н. А. Левковская
Россия
Левковская Наталья Александровна - Преп. каф. психологии, конфликтологии и бихевиористики, руководитель проектов отдела стандартизации и поддержки проектной деятельности
Москва
Список литературы
1. Всероссийский научно-исследовательский институт труда. Рекомендации по учету положений профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ (апробационная версия). М.: Перо; 2023. 62 с.
2. Авдеева С.М., Гасс П.В., Карданова Е.Ю., Корешникова Ю.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. и др. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2021. 52 с.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013;4(4):16–31.
4. Позолотина Е.И. Методика формирования модели компетенций для крупного предприятия. Управленец. 2018;6(9):68–77. http://doi.org/10.29141/2218-5003-2018-9-6-7
5. Алиев Д.Ф., Левковская Н.А. Методика психологической оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека. Организационная психология и психология труда. 2025;1(10):202–234. http://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_008
6. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими. Организационная психология. 2014;4(4):103–120.
7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль; 1991. 299 c.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер; 2011. 432 с.
9. Фрумкин А.А. Письмо другу, или мысли вслух. Организационная психология. 2014;4(4):166–180.
10. Ерофеев А.К., Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций. Организационная психология. 2014;4(4):74–92.
11. Алиев Д.Ф., Левковская Н.А. Профессиональная ориентация участников СВО на этапе косвенной профориентации: теоретические и методологические основы. Ученые записки Pоссийского государственного социального университета. 2024;3(172(23):7–16. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2024-23-3-7-16
12. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; 1996. 400 с.
13. Байденко В.И. (ред.) Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; 2006. 211 с.
14. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Гиппо; 2005. 371 с.
15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр; 2002. 396 с.
16. Толочек В.А., Машкова А.С. Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения. Организационная психология. 2020;4(10):252–270.
17. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2014;1:87–102.
18. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике. Организационная психология. 2014;4(4):12–50.
19. Ерофеев А.К., Носкова О.Г. К предыстории компетентностного подхода в прикладной психологии. Организационная психология. 2014;4(4):121–144.
20. Овчинников А.В. О классификации компетенций. Организационная психология. 2014;4(4):145–153.
21. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация. Вестник университета. 2019;1:14–21. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-1-14-21
22. Опарина Н.Н. Модель компетенций управленческих кадров современных российских организаций. Государственное управление. Электронный вестник. 2019;75:209–226.
23. Пуляева В.Н. Формирование модели компетенций управленческого персонала предприятия на основе принципов сервисного менеджмента. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014;3(8):69–77.
24. Шендель Т.В., Шкляр О.А. Корпоративная модель компетенций предприятия железнодорожного транспорта. Лидерство и менеджмент. 2023;2(10):451–470. https://doi.org/10.18334/lim.10.2.117462
25. Алиев Д.Ф., Каширский Д.В., Уроженко В.В. Большой ориентационный тест: разработка, апробация, приложения: монография. М.: Российский государственный социальный университет: 2024. 204 p.
Рецензия
Для цитирования:
Алиев Д.Ф., Левковская Н.А. Личностные компетенции в профессиональной ориентации. Вестник университета. 2025;1(7):247-255. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-247-255
For citation:
Aliev D.F., Levkovskaya N.A. Personal competencies in career guidance. Vestnik Universiteta. 2025;1(7):247-255. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-247-255