Эмоциональный интеллект как фактор трудовой мотивации в современных организациях
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-274-282
Аннотация
Представлен теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и трудовой мотивации сотрудников современных организаций. На основе систематизации данных эмпирических исследований автором были выявлены ключевые механизмы влияния компонентов эмоционального интеллекта на различные аспекты мотивационной сферы работников. Определены опосредующие факторы данной взаимосвязи и их специфика в организациях разного типа. Проведен мета-анализ результатов 157 независимых исследований, охватывающих более 42 тыс. респондентов, который подтвердил устойчивые корреляции между эмоциональным интеллектом и показателями трудовой мотивации сотрудников. Особое внимание автора было уделено дифференциации влияния внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта на внутреннюю и внешнюю мотивацию работников. Благодаря этому было выявлено, что наиболее выраженные взаимосвязи наблюдаются в компаниях, приветствующих инновационные решения, а наименее выраженные – в организациях с жесткими правилами и процедурами. Автором были предложены научно обоснованные рекомендации по использованию разработок в области эмоционального интеллекта для оптимизации систем мотивации персонала и повышения эффективности организаций. В заключение представлены практические программы развития эмоционального интеллекта как инструмента управления трудовой мотивацией.
Об авторе
Ф. О. ШогеноваРоссия
Шогенова Фатимат Олеговна - Канд. экон. наук, бизнес-тренер, психолог
Москва
Список литературы
1. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): руководство. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2010. 176 с.
2. Miao C., Humphrey R.H., Qian S. A meta-analysis of emotional intelligence and work attitudes. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2017;2(90):177–202. http://doi.org/10.1111/joop.12167
3. Joseph D.L., Newman D.A. Emotional intelligence: an integrative meta-analysis and cascading model. Journal of Applied Psychology. 2010;1(95):54–78. http://doi.org/10.1037/a0017286
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2013. 512 с.
5. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2009. С. 264–278.
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2004. С. 29–36.
7. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT v. 2.0), русскоязычная адаптация. В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2009. С. 308–331.
8. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой; 2011. 388 с.
9. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Ярославль: Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова; 2007. 225 с.
10. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть II. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009;42:11–25.
11. Климов А.А. Эмоциональный интеллект в структуре адаптационного потенциала личности. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018;2(12):33–45. http://doi.org/10.28995/2073-6398-2018-2-33-45
12. Extremera N., Mérida-López S., Sánchez-Álvarez N. The role of emotional intelligence in the psychological adjustment of high school students: а systematic review. Educational Research Review. 2020;31. http://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100359
13. Хлевная Е.А., Штроо В.А. Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации. Менеджмент в России и за рубежом. 2012;4:44–52.
14. Newman D.A., Joseph D.L., MacCann C. Emotional intelligence and job performance: the importance of emotion regulation and emotional labor context. Industrial and Organizational Psychology. 2010;2(3):159–164. http://doi.org/10.1111/j.1754-9434.2010.01218.x
15. Дайнеко В.В. Позитивная организационная доктрина: позитивное организационное поведение Ф. Лютанса и позитивное организационное видение К. Камерона. Организационная психология. 2022;1(12):175–200. http://doi.org/10.17323/2312-5942-2022-12-1-175-200
16. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте. В кн.: Личностный потенциал. Cтруктура и диагностика. М.: Смысл; 2011. С. 469–490.
17. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения. Психологические исследования. 2015;39(8).
18. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики. Организационная психология. 2012;3(2):2–15.
19. Березовская Р.А. Психологическое благополучие, субъективный возраст и профессиональная мотивация. Психологический журнал. 2019;4(40):68–77. http://doi.org/10.31857/S020595920005374-8
20. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and wellbeing. American Psychologist. 2000;1(55):68–78. http://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68
Рецензия
Для цитирования:
Шогенова Ф.О. Эмоциональный интеллект как фактор трудовой мотивации в современных организациях. Вестник университета. 2025;1(7):274-282. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-274-282
For citation:
Shogenova F.O. Emotional intelligence as a factor of work motivation in modern organisations. Vestnik Universiteta. 2025;1(7):274-282. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-7-274-282