Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Импульсивные покупки: как экономическая нестабильность отразилась на покупательском поведении россиян

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-238-248

Аннотация

Исследованы и определены факторы потребительского поведения и их взаимосвязь с экономическими параметрами: факторы макросреды заставляют потребителей подстраиваться под независящие от них обстоятельства. Проведен и представлен обзор исследований, сопутствующих теме зависимости изменения покупательских паттернов населения страны и ее экономико-политической конъюнктуры. Обнаружена недостаточность данных в изученных исследованиях, в связи с чем применен социологический метод сбора первичной информации среди демографической группы женщин до 35 лет, являющейся наиболее склонной к совершению импульсивных покупок. На основе анализа полученных результатов подтверждена гипотеза о влиянии экономической нестабильности государства на потребительское поведение его населения. По итогам реализованного исследования сформулированы общие рекомендации для бизнеса в сегментах: кондитерские изделия, пекарни, кофейни. Изложенные варианты точек роста предпринимательской деятельности в указанных категориях отвечают выявленной тенденции к совершению импульсивных покупок населением Российской Федерации как способу борьбы со стрессом, вызванным нестабильностью и неопределенностью экономического состояния страны, что подтверждено в ходе обзора научных источников, статистических данных и сбора экспертного мнения. Предложен дальнейший вектор исследований.

Об авторах

В. П. Лазарева
Государственный университет управления
Россия

Лазарева Виктория Павловна, студент

г. Москва



И. З. Коготкова
Государственный университет управления
Россия

Коготкова Ирина Захаровна, канд. экон. наук, проф. каф. управления проектом, зам. директора Института отраслевого менеджмента по учебной работе

г. Москва



Список литературы

1. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер; 2007. 944 с.

2. Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Экономистъ; 2006. 525 с.

3. Духовнова Д.А. Импульсивные покупки и их влияние на экономику. Научный аспект. 2024;5(5).

4. Березка С.М., Фартунина А.В. Эмоциональное состояние потребителя как фактор совершения импульсных покупок. Вестник Московского университета. Экономика. 2023;1(58):191–211. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-9

5. Сиднина В.Л. Макроэкономическая нестабильность. Саратов: Наука; 2018. 123 с.

6. Карпунина Е.К., Губернаторова Н.Н., Соболевская Т.Г. Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(88):63–76.

7. Apenko S., Bazhin K., Khalimon E. et al. Forms of self-organization of groups and communities in project management: practice and development prospects. Scientific Research and Development. Russian Journal of Project Management. 2020;3(9):36–44. https://doi.org/10.12737/2587-6279-2020-36-44

8. Khalimon E., Sycheva S., Shramchenko T. Scientific and digital labor organization. In: Correlation interaction of science and practice in the new world: Proceedings of International Scientific and Practical Conference, December 25–26, 2020. St. Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics; 2020. Pp. 304–306.

9. Леонович О.А., Кузнецова А.А., Халимон Е.А. Анализ причин внесения изменения в проекты и программы. В кн.: Управление проектами: карьера и бизнес: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 5 мая 2023 г. М.: Государственный университет управления; 2023. С. 71–74.


Рецензия

Для цитирования:


Лазарева В.П., Коготкова И.З. Импульсивные покупки: как экономическая нестабильность отразилась на покупательском поведении россиян. Вестник университета. 2025;(8):238-248. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-238-248

For citation:


Lazareva V.P., Kogotkova I.Z. Impulse purchases: how economic instability affected Russians’ purchasing behavior. Vestnik Universiteta. 2025;(8):238-248. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-238-248

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)