Репрезентация ценности патриотизма в социальных сетях с позиций процессноинформационного подхода к коммуникации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-258-267
Аннотация
Изучен феномен репрезентации патриотизма как социальной ценности в современной цифровой среде с акцентом на социальные сети как канал коммуникации, оказывающий существенное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Теоретическую рамку составили аксиологический подход к определению патриотизма как ценности и инструментарий драматургической социологии И. Гофмана в контексте анализа феномена репрезентации ценностей в социальных сетях. Применен процессно-информационный подход к коммуникации для анализа репрезентации ценности патриотизма в социальных сетях. Через призму классических коммуникативных моделей (линейная модель Г. Лассуэлла, математическая модель Шеннона-Уивера, циркулярная модель Осгуда-Шрамма), рассмотрены и проиллюстрированы ключевые компоненты трансляции патриотических нарративов в цифровой среде как коммуникативного процесса, в частности механизмы, используемые при передаче таких сигналов, коммуникационные барьеры (шумы), препятствующие успешной коммуникации, и роль обратной связи в выстраивании и корректировке коммуникативных стратегий. Полученные результаты подчеркивают многоаспектный характер репрезентации в социальных сетях, демонстрируя как положительные эффекты коммуникации (широкое распространение и усвоение патриотических ценностей), так и негативные (риск возникновения семантических искажений, деформирующих восприятие информации). Исследование способствует комплексному пониманию процесса представления ценностей в сетевом обществе, подчеркивая важность комбинированного анализа, учитывающего максимальное количество компонентов коммуникативного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. СотниковаРоссия
Сотникова Анна Михайловна, мл. науч. сотр., ассист. каф. государственного и муниципального управления
г. Москва
Н. А. Антонова
Россия
Антонова Наталья Андреевна, мл. науч. сотр.
г. Москва
Список литературы
1. Сидорина А.В. Подходы к изучению потребительского поведения в цифровом обществе. Вестник университета. 2025;6:221–228. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-6-221-228
2. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс; 1998. 270 с.
3. Газиева И.А. Социальная среда как фактор изменения ценностей студенческой молодежи. Высшее образование в России. 2024;2:54–72.
4. Силкина Н.В., Силкин Р.С. Аксиологические основы патриотического воспитания молодежи. Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2022;3(14):81–90.
5. Парма Р.В. Патриотизм поколений в современном российском обществе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;4:20–29.
6. Хизбуллина Р.Р. Интериоризация патриотизма как духовно-нравственной ценности молодежи в эпоху цифровизации: дискурсивные измерения. Научный результат. Социология и управление. 2025;2.
7. Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде. Социологические исследования. 2019;10:48–57.
8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.; 2000. 302 с.
9. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб: Питер; 2011. 288 с.
10. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In: Bryson L. (ed.) The communication of ideas. New York: Harper and Row; 1948. Pp. 37–51.
11. Shannon C.E., Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana: The University of Illinois Press; 1964.
12. Schramm W. How Communication Works. In: Schramm W. (ed.) Process and Effects of Mass Communication. Urbana: University of Illinois Press; 1954.
Рецензия
Для цитирования:
Сотникова А.М., Антонова Н.А. Репрезентация ценности патриотизма в социальных сетях с позиций процессноинформационного подхода к коммуникации. Вестник университета. 2025;(8):258-267. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-258-267
For citation:
Sotnikova A.M., Antonova N.A. Patriotism value representation in social networks from the standpoint of the process-information approach to communication. Vestnik Universiteta. 2025;(8):258-267. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-258-267




































