Взаимосвязь самоконтроля и удовлетворенности жизнью у студентов разных курсов
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-297-306
Аннотация
Рассмотрена взаимосвязь самоконтроля и удовлетворенности жизнью у студентов разных курсов высшего учебного заведения. Целью настоящего исследования является выявление особенностей данной взаимосвязи на различных этапах образовательного процесса. В качестве эмпирической базы использована выборка студентов очной формы обучения московских вузов, охватывающая пять курсов бакалавриата и специалитета. Методологический инструментарий включал Краткую шкалу самоконтроля (BSCS), Шкалу социального самоконтроля (SMS), Шкалу удовлетворенности жизнью (SWLS) и Шкалу субъективного счастья (SHS). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием критерия Шапиро-Уилка для проверки нормальности распределения и корреляционного анализа Пирсона для оценки взаимосвязей между изучаемыми показателями. Результаты продемонстрировали, что на младших курсах самоконтроль положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью, достигая максимальной значимости на третьем курсе. На старших этапах обучения влияние саморегуляции ослабевает, уступая место социальным факторам. Выявленные закономерности подчеркивают необходимость дифференцированного подхода к психологической поддержке студентов с учетом этапности их профессионального и личностного развития. Перспективой дальнейших исследований является анализ влияния индивидуально-личностных характеристик и внешних социальных детерминант на регуляцию субъективного благополучия в образовательной среде. Использование лонгитюдного подхода и дополнительных методологических стратегий позволит уточнить механизмы данных взаимосвязей.
Об авторах
Е. В. СамоходкинРоссия
Самоходкин Евгений Вячеславович, вед. специалист Центра маркетинговых исследований и перспективного планирования
г. Москва
А. А. Эльзон
Россия
Эльзон Алиса Андреевна, вед. специалист Центра маркетинговых исследований и перспективного планирования
г. Москва
М. В. Ионцева
Россия
Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
Список литературы
1. Крапчетова О.С., Чернецкая Н.И., Щукина Е.Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога. Педагогический имидж. 2023;1(17):68–90.
2. Мазанова А.Е., Халак М.Е., Дорофеев Е.В., Припорова Е.А. Удовлетворенность жизнью: проблема исследования на примере студентов нижегородских университетов. Endless Light in Science. 2022;5:78–82.
3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Бобров В.В., Сычев О.А. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием. Культурно-историческая психология. 2016;2(12):46–58.
4. Шабельник В.В. Образовательная среда и социализация студентов вуза: условия и развитие личности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013;10:273–282.
5. Ахметова З.А. Академическая группа как фактор профессионально-личностного роста студентов. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М.: Психологический институт Российской академии образования; 2006. 200 с.
6. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе. Образование и наука. 2008;3:37–48.
7. Головей Л.А., Данилова М.В., Рыкман Л.В., Петраш М.Д., Манукян В.Р., Леонтьева М.Ю., Александрова Н.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб: Нестор-История; 2015. 336 с.
8. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска. Вестник Московского университета. Психология. 2020;1:77–95.
9. Якушина А.А., Леонов С.В., Пшеничнюк Д.В., Седогин Е.А., Поликанова И.С. Психологическая саморегуляция и ее значимость для развития внутренней мотивации, психологического благополучия и профессионального мастерства в спорте. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024;1(21):167–183. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2024-1-167-183
10. Плотникова Е.С. Самоконтроль поведения как фактор самоэффективности студентов вуза. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2024;2(55):104–110. https://doi.org/10.24412/2227-1384-2024-255-104-110
11. Королева Е.Г., Шустер Э.Е. Синдром эмоционального выгорания. Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2007;3(19):108–111.
12. Агафонова С.В., Брюхова Н.Г. Внутренние факторы развития синдрома психического выгорания. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(6).
13. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Шкала социального самоконтроля. Ярославль: НПЦ Психодиагностика; 1999.
14. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;1(155):117–142.
Рецензия
Для цитирования:
Самоходкин Е.В., Эльзон А.А., Ионцева М.В. Взаимосвязь самоконтроля и удовлетворенности жизнью у студентов разных курсов. Вестник университета. 2025;(8):297-306. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-297-306
For citation:
Samokhodkin E.V., Elzon A.A., Iontseva M.V. Correlation between self-control and life satisfaction among students of different academic years. Vestnik Universiteta. 2025;(8):297-306. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-297-306




































