Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Специфика трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230

Аннотация

Работа посвящена изучению влияния виртуальной реальности на существующие социальные практики. Цель исследования – выделить специфику трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности. В основе методологии исследования – представление о гипертексте как явлении не только информационной, но и социальной среды. Материалами послужили практики, представленные в новостных лентах; анализ мнений экспертов в заявленных областях. Проведен анализ в четырех социосферах: семья, работа, досуг, покупки и услуги. Показано, что под влиянием виртуальных практик происходит новое структурирование социального пространства по принципу гипертекста. Современный человек переносит в реальный мир практики интернет-пространства (скроллинга), привыкает так же, как в виртуальности, покидать «скучную» страницу реальности, переключаясь на другие практики. Запрос на гипертекст рождает многофункциональность практик и появление гибридных феноменов на стыке разных социальных институтов (фиджитал-спорт, виртуальная семья, отдых на работе, кафе в библиотеке и пр.). Под влиянием виртуальных практик возникает запрос на новый тип личности, отвечающий требованиям многофункциональности: конкуренция с многообразием виртуальных актантов обязывает человека уметь проигрывать как можно больший репертуар ролей, адекватно переключая их в зависимости от ситуации взаимодействия.

Об авторах

Ю. А. Сафонова
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Россия

Сафонова Юлия Анатольевна, канд. филос. наук, доц. каф. социологии и культурологии

г. Москва



А. П. Авдеева
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Россия

Авдеева Анна Павловна, канд. психол. наук, доц. каф. промышленной логистики

г. Москва



Список литературы

1. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. В кн.: Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса: сборник докладов международного симпозиума, Москва, 19–20 января 2001 г. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук; 2001. С. 3–15.

2. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; 2001. 562 c.

3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер; 2007. 355 с.

4. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия. Знание. Понимание. Умение. 2012;2:276–280.

5. Волынкина С.В., Новожилова Н.В., Соломенников В.А. Гипертекст – новая языковая реальность. Филологический аспект. 2019;11(55):141–155.

6. Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ: монография. Москва, Берлин: Директ-Медиа; 2016. 99 с.

7. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Геймификация: характеристики, тренды, риски. Вестник университета. 2024;8:178–184. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-175-184

8. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. Пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение; 2014. 454 с.

9. Нещерет М.Ю. Новый формат публичной библиотеки в свете концепции «третьего места». Культура: теория и практика. 2018;2(23).

10. Макеева Т.С. Электронная коммерция: что это, принцип работы, виды электронной коммерции. Актуальные вопросы современной экономики. 2023;2:20–25.

11. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Клиповая культура и состояние потока в учебной деятельности студентов. Актуальные проблемы психологического знания. 2023;3(64):140–151. https://doi.org/10.51944/20738544_2023_3_140

12. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 272 с.

13. Якимова З.В., Масилова М.Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017;4(21(6):341–345.

14. Уотсон Р. Технологии против человека. Как мы будем жить, любить и думать в следующие 50 лет? Пер. с англ. C. Минкина. М: Бомбора; 2020. 321 с.

15. Минабутдинова А.Р., Покка Е.В. Трансформация как средство архитектурно-пространственного формирования жилья с дополнительной функцией. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2020;2(52):135–144.


Рецензия

Для цитирования:


Сафонова Ю.А., Авдеева А.П. Специфика трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности. Вестник университета. 2025;(9):222-230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230

For citation:


Safonova Yu.A., Avdeeva A.P. Specifics of social practicеs transformation under the influence of virtual reality. Vestnik Universiteta. 2025;(9):222-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)