Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Жизненные ценности и цели студентов педагогического вуза

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-243-252

Аннотация

Рассмотрена проблема жизненных целей и ценностей современных студентов. Систематизированы данные о сущности и связи психологических феноменов. Ценности раскрываются через концептуальные положения теории М. Селигмана и К. Петерсона как личностные конструкты, значимые в аксиологическом плане и отражающие основы достижения целей, преодоления трудностей, построения конструктивного диалога, сотрудничества с окружающими и др. Исследовательский контекст жизненных целей (стремлений) составили внешние и внутренние аспекты самодетерминации личности (Т. Кассер, Р. Райан). Внешние цели определяются культивируемыми в обществе условными атрибутами счастья, успеха и благополучия, внутренние – стремлениями к самоактуализации и самореализации. Представлены результаты эмпирического исследования жизненных целей и ценностей студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». Эмпирически установлена связь внутренних стремлений студентов к самовыражению, саморазвитию и самоактуализации с мудростью, мужеством, умеренностью, духовностью. В рамках осуществленной эмпирической модели перечисленные личностные достоинства обеспечивают аутентичное целеполагание, реализацию потенциала и уникальных способностей, ценностное отношение к получению новых знаний, познавательную мотивацию и активность. В исследовании выявлена взаимосвязь между внутренним стремлением к социальному включению (сообщество) и справедливостью. Их сочетание обеспечивает диалог, сотрудничество, просоциальные поведенческие паттерны, способность выстраивать конструктивные межличностные отношения в личной и профессионально-деловой сферах, нести ответственность в ситуациях взаимодействия.

Об авторе

Е. С. Фоминых
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Фоминых Екатерина Сергеевна, канд. психол. наук, доц. каф. специальной психологии

г. Оренбург



Список литературы

1. Ходырев А.М. Современный взгляд на категорию «ценности». Ярославский педагогический вестник. 2023;5(134):20–30. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_20

2. Вискова Т.А., Малышев К.Б. Исследование ценностных ориентаций студентов Вологодского государственного университета. Вестник Череповецкого государственного университета. 2022;2(107):128–137. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-10

3. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Ушамирский А.Э. Динамика ценностей и жизненных целей российской молодежи. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015;33(14(211):34–40.

4. Зобков А.В. Ценностные ориентации студентов на разных стадиях становления педагогической субъектности. Развитие человека в современном мире. 2018;2:66–74.

5. Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста. Педагогика и психология образования. 2022;3:219–231. http://dx.doi.org/10.31862/2500-297X-2022-3-219-231

6. Клочко В.Е. Онтология смысла и смыслообразование (размышления в связи с юбилеем О.К. Тихомирова). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013;2:106–120.

7. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Изучение ценностей и ценностных ориентаций личности в истории психологии. Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021;2(56):136–148. http://dx.doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.08

8. Новожилова Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021;1(40):122–132. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-122-132

9. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press; 1973. 438 p.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер; 2014. 400 с.

11. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology. 1987;3(53):550–562. https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.3.550

12. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT; 2006. 571 с.

13. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход. Высшее образование в России. 2023;3(32):26–47. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

14. Крамаренко Н.С. Онтогенетический аспект проблемы самоосуществления человека с позиции субъектного подхода. Вестник Московского государственного областного университета. 2015;1.

15. Мосиенко Л.В., Широкова Е.В., Хлызова И.В. Аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога в вузе. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021;2:15–26. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-15-26

16. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Балабащук Р.О. Ценностно-смысловая направленность и социокультурные детерминанты образа собственного будущего студенческой молодежи. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019;30:92–103. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.92

17. Башкатов С.А. Адаптация сокращенного варианта опросника К. Петерсона и М. Селигмана «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) на русскоязычной выборке. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;4(17):738–754. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-738-754

18. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл; 2002. 462 с. 19. Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности. Вопросы психологии. 2020;6(66):150–163.

19. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Егоров В.А. Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника «Индекс стремлений». Психологический журнал. 2023;4(44):49–62. https://doi.org/10.31857/S020595920027085-9

20. Фоминых Е.С. Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции. Российский психологический журнал. 2024;1(21):254–266. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.13

21. Даниленко О.И., Быховская А.В. Коррекция самоотношения субъекта посредством обратной связи относительно его личностных ресурсов. Вопросы психологии. 2023;5:112–124.

22. Zhang Ya., Hawk S.T. Considering the self in the link between self-esteem and materialistic values: the moderating role of self-construal. Frontiers in Psychology. 2019;10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01375

23. Фоминых Е.С. Внешние и внутренние цели в структуре жизненной позиции молодежи. Доказательная педагогика, психология. 2024;4:49–54. https://doi.org/10.18323/3034-2996-2024-4-59-5.


Рецензия

Для цитирования:


Фоминых Е.С. Жизненные ценности и цели студентов педагогического вуза. Вестник университета. 2025;(9):243-252. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-243-252

For citation:


Fominykh E.S. Life values and goals of pedagogical university students. Vestnik Universiteta. 2025;(9):243-252. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-243-252

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)