Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Теоретическое обоснование модели социальнопсихологической адаптации иностранных студентов в контексте мотивации аффилиации

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-253-263

Аннотация

Представлено обоснование модели социально-психологической адаптации иностранных студентов с акцентом на мотивацию аффилиации. Рассмотрены основные характеристики, различные формы, ключевые критерии и специфические трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты при погружении в многонациональную академическую среду. В рамках исследования проанализированы особенности изменения динамики мотивационно-потребностной сферы иностранных студентов в вузах Российской Федерации с особым вниманием к мотивации аффилиации и ее значению для процесса социально-психологической адаптации индивида. Предложена модель социально-психологической адаптации, базирующаяся на предположении о двойственной природе мотивации аффилиации, включающей стремление к принятию и опасения перед отвержением. У иностранных студентов может отсутствовать мотивация аффилиации, при этом социально-психологическая адаптация к обучению в другой стране у них может быть успешной. Критериями успешной социально-психологической адаптации иностранных студентов в данной модели являются высокая адаптивность, принятие себя и других, умеренная интернальность, эмоциональный комфорт, умеренный эскапизм, высокий уровень интерактивности и межкультурной компетентности, низкий уровень депрессивности, ностальгии, отчужденности, социальной фрустрированности и субъективного переживания одиночества. Практическое значение предложенной модели состоит в том, что при разработке программ адаптации иностранных студентов нужен дифференцированный подход с учетом наличия и выраженности потребности в аффилиации и боязни отвержения.

Об авторе

А. А. Горожанкин
Государственный университет управления
Россия

Горожанкин Алексей Александрович, аспирант

г. Москва



Список литературы

1. Максимчук Е.Д. Межкультурная адаптация иностранных студентов из стран Азии, Африки и Южной Америки, обучающихся в России. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов: Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского; 2018. 222 с.

2. Castro V.S., Wagner U., Pettigrew T. Acculturation and psychological adaptation. Westport: Greenwood Press; 2003. 215 р.

3. Джеймс У. Психология. М.: Гаудеамус; 2011. 320 с.

4. Лунева О.В. Адаптация социальная. Знание. Понимание. Умение. 2018;3:240–247. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.3.22

5. Gordon M.M. Assimilation in American life. The role of race, religion and national origins. New York; 1964. 276 p.

6. Гришина Е.А. Динамика эмоциональных состояний личности в условиях кросс-культурной адаптации. Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.: Московский государственный лингвистический университет; 2010. 166 с.

7. Есенина М.А., Разикова Н.И. Комплексный подход к изучению социальной адаптации иностранных студентов в ¬УРФУ. В кн.: Физика. Технологии. Инновации. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 2015. С. 297–304.

8. Tseng W. International students’ strategies for well-being. College Student Journal. 2002;4:591–597.

9. Калинникова М.В., Малинский И.Г., Минин А.А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2022;4(22):408–412. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-408-412

10. Аркатова А.Г. Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов. Социально-гуманитарные знания. 2015;8:127–136.

11. Камара И. Иностранные студенты в российском вузе: социокультурные особенности адаптации и профессиональной социализации. Дис. … канд. соц. наук: 22.00.04. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2014. 210 с.

12. Хуан Т. Факторы адаптации иностранных студентов в России (на примере обследования студентов из КНР в вузах Санкт-Петербурга). Социология и право. 2014;3(25):30–35.

13. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н., Логвинова О.К. Иностранный студент в российском вузе: монография. М.: Русайнс; 2022. 138 с.

14. Реан А.А, Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. М.: Прайм-Еврознак; 2016. 482 с.

15. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.00. М.: Московский психолого-социальный университет; 2006. 49 с.

16. Hall J.А. The regulation of social interaction in everyday life. A replication and extension of O’connor and Rosenblood. Journal of Social and Personal Relationships (SAGE Publications). 2016;5(34):699–716.

17. Strasser М. Social motives and relational models. Dis. … Dr. Sci. (Phil.). Munchen; 2013. 240 p.

18. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер; 2007. 672 с.

19. Кузнецова И.В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях. Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб.: СанктПетербургский государственный университет; 2006. 200 с.

20. Sauerland М., Hammerl М. Managing social affiliation. Apsycho-evolutionary theory of interpersonal balance. Regensburg; 2008. 66 р.

21. Рядович И.А. Взаимосвязь мотивов аффилиации и адаптации у первокурсников. В кн.: Актуальные аспекты социально-психологической адаптации студентов: материалы Шестой студенческой Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань, 29 ноября 2016 г. Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет; 2017. С. 123–127.

22. Липатова Л.Г. Влияние мотивов социального поведения на адаптацию личности к социально-экономическим условиям. Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М.: Московский психолого-социальный университет; 2005. 154 с.

23. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука; 1988. 267 с.


Рецензия

Для цитирования:


Горожанкин А.А. Теоретическое обоснование модели социальнопсихологической адаптации иностранных студентов в контексте мотивации аффилиации. Вестник университета. 2025;(9):253-263. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-253-263

For citation:


Gorozhankin A.A. Theoretical substantiation of the model of socio-psychological adaptation of foreign students in the context of affiliation motivation. Vestnik Universiteta. 2025;(9):253-263. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-253-263

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)