Управленческие подходы к организации модели проектного обучения в техническом университете
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-28-35
Аннотация
Проведен теоретический анализ источников, позволивший выявить основные объекты исследования российских ученых в области проектной деятельности студентов университетов. С помощью методов логического анализа и системного подхода рассмотрены управленческие технологии по внедрению проектно-образовательной модели обучения в технических университетах Российской Федерации. Общими характеристиками проектной деятельности в различных университетах являются наличие дисциплины, направленной на формирование проектных компетенций, и участие индустриальных партнеров. Анализ механизмов встраивания проектного обучения в текущую образовательную деятельность высших учебных заведений позволил сделать вывод о необходимости рассмотрения объекта исследования в нескольких плоскостях. Целью настоящего исследования является разработка комплексной модели развития проектной деятельности в вузе технического профиля, включающей структурные преобразования административного аппарата, проектные подходы, применяемые кафедрами университета, инструменты привлечения в образовательную деятельность индустриальных партнеров университета. Объектом исследования выступает Самарский государственный технический университет, развивающий модель практико-ориентированного обучения в различных формах с 2016 г. Приведенный материал может быть полезен как для теоретического исследования в рамках последующих научных публикаций, так и для практического внедрения административным персоналом университетов, а также профессорско-преподавательским составом кафедр.
Об авторах
С. Б. СмирноваРоссия
Смирнова Светлана Борисовна - Канд. экон. наук, доц. каф. экономики промышленности и производственного менеджмента
г. Самара
Б. Ю. Смирнов
Россия
Смирнов Борис Юрьевич - Канд. хим. наук, доц. каф. химическая технологии и промышленной экологии
г. Самара
Список литературы
1. Певная М.В., Боронина Л.Н., Кульминская А.В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе. Высшее образование в России. 2024;12(33):142–154. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
2. Фокин С.А., Леонтьева Э.О. Проектная деятельность как фактор успешности студента. Ученые заметки ТОГУ. 2024;3(15):54–58.
3. Корчагина Е.В., Рай С. Концепция тройной спирали в модели развития инновационного университета. Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021;4(25):63–65. https://doi.org/10.26163/RAEN.2021.14.81.009
4. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе. Высшее образование в России. 2020;1(29):135–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
5. Шемякин И.С., Кожухова Н.Ю. Реализация проектного обучения в техническом вузе. В кн.: Логинов Ю.Ю. (ред.) Материалы XXVI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. Красноярск; 2022. С. 855–857.
6. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах. Современные проблемы науки и образования. 2021;6.
7. Волкодавова Е.В., Горячева Т.В., Жабин А.П., Хансевяров Р.И. Компетентносный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе. Известия Саратовского университета. Экономика. Управление. Право. 2019;2(19):134–141. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141
8. Юрова О.В., Медведицкова А.С., Березин А.С., Минаева О.А. Центры проектной деятельности как элемент экосистемы предпринимательства в университетах. Лидерство и менеджмент. 2023;2(10):579–596. https://doi.org/10.18334/lim.10.2.117691
9. Николаева Л.И., Ершевский С.С., Ермачков М.В. Создание «Точки кипения» – инновационный путь развития крупного технического университета. Экономика северо-запада: проблемы и перспективы развития. 2020;4(63):44–48.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова С.Б., Смирнов Б.Ю. Управленческие подходы к организации модели проектного обучения в техническом университете. Вестник университета. 2025;1(10):28-35. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-28-35
For citation:
Smirnova S.B., Smirnov B.Yu. Management approaches to organizing a project-based learning model in technical university. Vestnik Universiteta. 2025;1(10):28-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-28-35




































