Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Дивергенция представлений о профессиональных и надпрофессиональных компетенциях в инженерном образовании

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-62-71

Аннотация

Изучена актуальная проблема подготовки инженерных кадров на базе компетентностного подхода. При этом часто трактовка сущности и восприятие структуры профессиональных и надпрофессиональных компетенций различаются у разных групп заинтересованных сторон как участников образовательного процесса. Противоречие в восприятии негативно сказывается на реализации компетентностного подхода. Целью настоящего исследования стало проведение сопоставительного анализа подходов студентов, разработчиков образовательных программ и работодателей к трактовке профессиональных и надпрофессиональных компетенций и к степени их сформированности в процессе обучения в вузе по инженерным специальностям. Исследование выполнено методом анкетного опроса. В опросе приняли участие четыре вуза одного из крупных регионов Российской Федерации – Западной Сибири. Методом анкетирования выступил онлайн-опрос. Всего опрошено 215 студентов и 44 преподавателя, в основном являющихся разработчиками образовательных программ. Среди участников выборки был 41 представитель крупных производственных компаний региона, основная часть которых работает в сфере управления персоналом. Основными выводами стали подтвержденные эмпирическим исследованием факты как совпадения, так и различий трактовки профессиональных и надпрофессиональных компетенций, их структуры и основных характеристик и предназначений, которые продемонстрировали студенты, представители вузов и предприятий. Сделаны выводы о важности формирования единого понимания компетенций и их роли со стороны разных участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг. Статья может быть полезна исследователям и практикам в области формирования компетенций у студентов инженерных специальностей вузов.

Об авторах

С. Н. Апенько
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия

Апенько Светлана Николаевна - Д-р экон. наук, зав. каф. менеджмента и маркетинга

Омск



А. С. Лохмачев
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия

Лохмачев Александр Сергеевич - Преп. каф. менеджмента и маркетинга

Омск



А. В. Лохмачева
Омский государственный медицинский университет
Россия

Лохмачева Алена Валерьевна - Канд. фарм. наук, доц. каф. фармакологии, клинической фармакологии

Омск



Список литературы

1. Пеша А.В., Шрамко Н.В., Николаева М.А. Образовательная среда вуза как фактор развития надпрофессиональных компетенций будущих педагогов. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021;2(13):74–84. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84

2. Айбазова М.Ю., Айбазова А.К., Карасова А.А. Формирование надпрофессиональных компетенций студентов в цифровой образовательной среде. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021;2(31):143–147. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-31-143-147

3. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство». Вопросы инновационной экономики. 2019;4(9):1573–1584. https://doi.org/10.18334/vinec.9.4.41467

4. Римская О.Н., Пархаев А.А., Хомова Н.А. Стратегия цифровой трансформации: цифровые компетенции инженера железнодорожного транспорта. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022;3(13):199–209. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-3-199-209

5. Натальсон А.В. Современные педагогические условия формирования цифровых компетенций в вузе. Казанская наука. 2024;3:132–134.

6. Ферейра Р., Лизунков В.Г., Полицинская Е.В. Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017;6(7):195–211. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1706.12

7. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Концепт. 2019;10:26–36. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11063

8. Томаров А.В., Бурилкина С.А., Супрун Н.Г., Морозов Е.А. Некоторые особенности формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических специальностей, обучающихся в техническом вузе (на примере ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»). Современное педагогическое образование. 2023;12:276–279.

9. Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза. Ярославский педагогический вестник. 2018;5:136–145. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10165

10. Ахметшин Э.М. Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов. Современное педагогическое образование. 2019;9:4–9.

11. Акматова Т., Тагаева Д.А., Талипов А.Т. Формирование профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов. Бюллетень науки и практики. 2023;6(9):563–568. https://doi.org/10.33619/2414-2948/91/70

12. Переходько И.В. Роль студенческих объединений в формировании надпрофессиональных компетенций обучающихся университета. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020;2(225):47–52. https://doi.org/10.25198/1814-6457-225-47

13. Галиновский А.Л., Баданина Ю.В., Моисеев В.А. Компетентностный портрет специалиста в новых моделях инженерного образования. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017;3:139–149. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.3.12

14. Лизунков В.Г., Полицинская Е.В., Малушко Е.Ю. Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития. Перспективы науки и образования. 2021;2(50):145–161. htts://doi.org/10.32744/pse.2021.2.10

15. Лизунков В.Г., Полицинская Е.В., Ергунова О.Т. Развитие командной компетентности у выпускников технических вузов на базе коллаборативного обучения. Перспективы науки и образования. 2021;1(49):92–112. https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.7

16. Гулк Е.Б., Захаров К.П. Развитие коммуникативной компетенции студентов инженерных специальностей. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2018;2:82–88.

17. Карстина С.Г. Разработка инструментария для оценки цифровых компетенций у студентов инженерных специальностей. Казанский педагогический журнал. 2021;5(148):112–119. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.149.5.014


Рецензия

Для цитирования:


Апенько С.Н., Лохмачев А.С., Лохмачева А.В. Дивергенция представлений о профессиональных и надпрофессиональных компетенциях в инженерном образовании. Вестник университета. 2025;1(10):62-71. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-62-71

For citation:


Apenko S.N., Lokhmachev A.S., Lokhmacheva A.V. Divergence of ideas on hard and soft skills in the engineering specialties education. Vestnik Universiteta. 2025;1(10):62-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-62-71

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)