Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Оптимизация загруженности городских пассажиропотоков в условиях интеллектуализации управления транспортными системами: методика и математическая модель

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-72-81

Аннотация

Проанализированы возможности и определены условия интеллектуализации управления транспортными системами. Целью настоящего исследования является разработка концептуальной модели интеллектуальной системы управления городскими транспортными пассажиропотоками, математической модели и методики оптимизации загруженности городских пассажиропотоков в условиях интеллектуализации управления транспортными системами. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научно-методического обеспечения для решения прикладной задачи анализа и оптимизации загруженности городских пассажиропотоков при перераспределении транспортных средств с наименее загруженного маршрута на маршрут с наибольшей нагрузкой, позволяющего доказательно реализовать комплекс мероприятий, связанных с интеллектуализацией управления транспортными системами. Задачами исследования являются оценка загруженности пассажиропотоков (нагрузки транспортных систем) на различных маршрутах, моделирование перемаршрутизации транспортных средств с транспортной системы с низкой нагрузкой в транспортную систему с высокой нагрузкой в целях оптимизации загруженности пассажиропотоков, оценка эффектов оптимизации загруженности городских пассажиропотоков. Методология исследования основывается на положениях теории массового обслуживания, экономико-статистических и экспертно-аналитических методах. В результате моделирования систем массового обслуживания доказано, что загруженность городских пассажиропотоков является оптимальной в диапазоне значений, близких к равенству общей интенсивности поступающего и убывающего пассажиропотока.

Об авторе

А. О. Бондаренко
Российская таможенная академия
Россия

Бондаренко Андрей Олегович - Канд. экон. наук, начальник учебного центра технических средств таможенного контроля

г. Люберцы



Список литературы

1. Сычева А.В., Никитина Я.В. Внедрение интеллектуальной транспортной системы для повышения эффективности транспортной деятельности на территории Волгоградской области. Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. 2023;2:85–96.

2. Лим И.Ю. Расчет экономической целесообразности и оптимизации количества рейсов автобусов с учетом цифровой трансформации системы управления пассажирскими перевозками. Вестник Забайкальского государственного университета. 2021;1(27):104–111. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2021-27-1-104-111

3. Манаков А.Л., Коларж С.А., Саломатов Е.М. Алгоритм корректировки количества и класса пассажирских транспортных средств на основе данных пассажиропотока. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;1(68):13–21. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_68_13

4. Маталыцкий М.А. Об имитационном моделировании HM-сетей, применяемых в транспортной логистике. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Математика. Физика. Информатика, вычислительная техника и управление. 2019;2(9):143–148.

5. Кочетков А.А. Системы массового обслуживания с периодическими функциями интенсивностей потоков на транспорте. Экономика. Бизнес. Банки. 2024;1(71):36–51.

6. Хвостова Е.А., Андрусенко Ю.А., Драгуленко В.В., Ковалева К.А. Теория массового обслуживания в управлении городскими транспортными системами. Прикладные экономические исследования. 2024;1:60–67. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.1.1.007

7. Кравцова М.В. Построение экономико-математической модели системы массового обслуживания на примере организации движения маршрутных автобусов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Экономика и управление. 2018;2(33):11–16. https://doi.org/10.18323/2221-5689-2018-2-11-16

8. Макрусев В.В., Бондаренко А.О. Комплексная методика анализа эффективности функционирования организационных структур управления в условиях оптимизации иерархии. Вестник университета. 2023;1:23–35. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-23-35

9. Плескунов М.А. Теория массового обслуживания: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; 2022. 264 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бондаренко А.О. Оптимизация загруженности городских пассажиропотоков в условиях интеллектуализации управления транспортными системами: методика и математическая модель. Вестник университета. 2025;1(10):72-81. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-72-81

For citation:


Bondarenko A.O. Optimization of urban passenger flows congestion in the context of intelligent management of transport systems: methodology and mathematical model. Vestnik Universiteta. 2025;1(10):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-72-81

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)