Развитие инновационной инфраструктуры предприятий по производству автокомпонентов на основе «полюсов инфраструктурного роста» региона
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-82-93
Аннотация
Проведен анализ «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» и концептуальных подходов к инфраструктурному обеспечению производств автокомпонентов в условиях технологического суверенитета и импортозамещения. В условиях ухода иностранных автопроизводителей и ограничения поставок акцент в Стратегии сделан на формирование собственной компонентной базы, унификацию платформ, развитие отечественных технологий и локализацию производств. Особое внимание уделено механизму государственной поддержки через Фонд развития промышленности и кластерную инвестиционную платформу. Предложена авторская концепция «полюсов инфраструктурного роста» – территориальных агломераций с высокой концентрацией производств автокомпонентов, выполняющих ключевую роль в поддержке и развитии автомобильной отрасли. Рассмотрены основы теории «полюсов роста» с классических трудов Ф. Перру до современных интерпретаций П. Потье, Ж. Будвиля и М. Портера. Представлены критерии выбора территорий для размещения таких полюсов, включая наличие научно-исследовательских институтов, экспортного и инновационного потенциала, а также структурная модель их организации. Настоящее исследование обосновывает необходимость интеграции территориального, отраслевого и инфраструктурного планирования в целях устойчивого развития автопрома и достижения стратегических целей к 2035 г., включая рост доли отечественных автомобилей до 80 % и расширение производства электромобилей до 25 % рынка.
Об авторе
М. И. ЛяченковРоссия
Ляченков Михаил Игоревич - Аспирант
г. Самара
Список литературы
1. Перру Ф. Экономическое пространство: теория и приложения. Пространственная экономика». 2007;2:77–93.
2. Lasuen J.R. Urbanisation and Development: The Temporal Interaction between Geographical and Sectoral Clusters. Urban Studies. 1973;10:163–188.
3. Pottier P. Axes de communication et developpement economique. Revue economique. 1963;14:58–132.
4. Boudeville J. Problems of regional economic planning. Edinburg: Edinburgh U.P.; 1966. 192 p.
5. Chetty R., Deming D.J., Friedman J.N. National Bureau of Economic Research; 2023.
6. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. 3е изд. М.: Альпина Бизнес Букс; 2007. 453 с.
7. Широкова Л.В., Астафьева И.А. Особенности развития инновационной деятельности российских автомобилестроительных компаний в современных условиях. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013;1(5):91–95.
8. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай – Россия 2050: стратегия соразвития. М.: Институт экономических стратегий; 2006. 656 с.
9. Шушкин М.А., Фоменков Д.А. Стратегия имитации как инструмент развития автомобилестроения. Автомобильная промышленность. 2015;5.
Рецензия
Для цитирования:
Ляченков М.И. Развитие инновационной инфраструктуры предприятий по производству автокомпонентов на основе «полюсов инфраструктурного роста» региона. Вестник университета. 2025;1(10):82-93. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-82-93
For citation:
Lyachenkov M.I. Developing innovative infrastructure for enterprises producing automotive components based on regional infrastructure growth poles. Vestnik Universiteta. 2025;1(10):82-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-10-82-93




































