Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию в вузе как условие их успешного функционирования на рынке труда
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-130-136
Аннотация
Основным способом реализации данного принципа равенства в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является инклюзивное образование на всех уровнях обучения на протяжении всей жизни. В статье выделены основные понятия, касающиеся инвалидности, интеграции инвалидов в общество, образовательную среду, показаны различия в понимании и толковании этих понятий. Раскрыты факторы адаптации студентов с ограниченными возможностями и инвалидностью. Формирование инклюзивной образовательной среды в вузе невозможно без совершенствования управления инклюзивным обучением в системе высшего образования.
Об авторах
Е. В. ГуроваРоссия
Гурова Екатерина Викторовна – кандидат экономических наук
г. Москва
Н. И. Лаас
Россия
Лаас Наталья Ивановна – кандидат экономических наук
г. Москва
А. В. Притолюк
Россия
Притолюк Алина Викторовна – кандидат экономических наук
г. Москва
И. А. Романова
Россия
Романова Ирина Анатольевна– кандидат педагогических наук
г. Москва
Список литературы
1. Воеводина, Е. В. Исследование социальной адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза: состояние проблемы и возможные пути оптимизации // Сервис plus. – 2011. – № 3. – С. 20-25.
2. Киселева, А. А. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Киселева, М. Ю. Кузьмин // ACTA SCIENTIFICA. – 2017. – № 5 (1). – С. 129-133.
3. Солнцева, В. А. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы / В. А. Солнцева, Т. В. Белова. – М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 92-94.
4. Солнцева, В. А. Особенности профессиональной подготовки учащихся с нарушениями слуха – 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/методический-кабинет/публикации/narusheniya-slukha/ (дата обращения: 19.12.2018).
5. Солнцева, В. А. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы / В. А. Солнцева, Т. В. Белова. – М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 97-99.
6. Тригорлый, С. Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: диссертация кандидата экономических наук. − Владивосток, 2005. –145 с.
7. Трифонова, Т. А. Оценка адаптационного состояния студентов: монография / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, И. А. Климов. − Владимир: Изд-во ООО «Аркаим», 2016. − 92 с.
8. Щетинина, Е. Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. − № 4 (16). – С. 306-309.
9. Эрдынеева, К. Г. Педагогическая концепция адаптивного поведения студентов / К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова, В. В. Мангушов // Успехи современного естествознания. – 2009. − № 1. – С. 62-64.
10. Bomana, T. Employment opportunities for persons with different types of disability / Т. Bomana, А. Kjellberg, В. Danermarkc, Е. Bomana // ALTER, European journal of disability research. – 2015. − I. 9. – P. 116-129.
11. Manolachea, A. C. Development of disabled employees from academic environment. Procedia / А. С. Manolachea, М. V. BedruleGrigoruĠăa // Social and Behavioral Sciences. – 2014. – I. 142. – P. 71-77.
12. Friso, V. Capability, work and social inclusion. Procedia / V. Friso, R. Caldin // Social and Behavioral Sciences. – 2014. – I. 116. – P. 4914-4918.
Рецензия
Для цитирования:
Гурова Е.В., Лаас Н.И., Притолюк А.В., Романова И.А. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию в вузе как условие их успешного функционирования на рынке труда. Вестник университета. 2019;(2):130-136. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-130-136
For citation:
Gurova E.V., Laas N.I., Pritolyuk A.V., Romanova I.A. Adaptation of persons with disabilities to inclusive education in the university as a condition of their successful functioning in the labour market. Vestnik Universiteta. 2019;(2):130-136. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-130-136