Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-194-199

Аннотация

Статья посвящена вопросам конфликтного взаимодействия в системе «ученик – учитель» в образовательном учреждении. Цель статьи заключается в рассмотрении озвученной проблемы через призму социально-педагогического подхода, с учетом не только состояния общества, но и воспитательного потенциала семьи, а также структуры классного коллектива и лично-возрастных особенностей учащихся. Особое внимание обращено на негативную сторону конфликта, которая отражается на неокрепшей психике ученика, а также на психическом здоровье учителя, что в итоге ухудшает психологический комфорт в школе и мешает учебно-воспитательному процессу. Показано, что в ситуации конфликта поведение учителя, в большинстве случаев относится к таким типам реагирования, как «репрессивные меры» и «игнорирование конфликта». В конфликтных ситуациях в системе «ученик – учитель» учителя используют внешнее пресечение, а также применяют санкции. Рассмотрены конфликты в системе «ученик – учитель» с позиции возрастных особенностей учеников. Статья предназначена для работников образовательных организаций и интересующихся конфликтологической проблематикой.

Об авторах

Д. И. Попенкова
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Россия

Попенкова Дарья Игоревна студент магистратуры 

г. Москва



А. А. Николаева
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Россия

Николаева Алла Алексеевна канд. социол. наук 

г. Москва



Список литературы

1. Мелетичев, В. В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2015. – 122 с.

2. Мясоедов, А. И. Виды конфликтов в образовательной среде // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 марта 2020 г. / отв. редактор Е. В. Коротаева, 2020. – С. 28-32.

3. Мясоедов, А. И., Радостева, М. В. Конфликт между поколениями в современный период времени // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – № 3 (17). – С. 120-129.

4. Мясоедов А. И., Иванова, С. П. Проблемы деинституциализации традиционных атрибутов и гендерных стереотипов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 313-316

5. Пинкевич, А. Г., Сунами, А. Н. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: peer mediation // Конфликтология. – 2014. – № 1. – С. 176-190.

6. Петрова, С. О. Критерии и уровни сформированности готовности к разрешению педагогических конфликтов // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: сборник XXVII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 апр. 2006 г. / под ред.: А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, М. С. Гавриловой, И. О. Буденной. – СПб.: 67 гимназия. Verba Magistri, 2006. – С. 49-52.

7. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

8. Савченко, И. А., Кайманакова, О. Б., Кожемяко, О. С. Технология управления конфликтами в современной организации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 2-1 (67). – С. 796-802.

9. Степанова, О. С., Николаева, А. А. Исследование конфликтологической компетентности педагогов в контексте оптимизации комфортности и безопасности образовательной среды // Педагогика и просвещение. – 2019. – № 2. – С. 66-76.

10. Торосян, Ю. А., Суняйкина, Т. В. Проблема конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 8 дек. 2016 г. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. – С. 246-252.

11. Чернавин, Ю. А. Структура и содержание конфликта между учащимися и учителем в общеобразовательной школе // Человеческий капитал. – 2016. – № 4 (88). – С. 81-83.

12. Шамина, А. К. Конфликт как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. 2018. – Т. 4. – № 11. – С. 522-527.


Рецензия

Для цитирования:


Попенкова Д.И., Николаева А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ. Вестник университета. 2020;(8):194-199. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-194-199

For citation:


Popenkova D.I., Nikolaeva A.A. STUDY OF “PUPIL – TEACHER” CONFLICT AT SCHOOL. Vestnik Universiteta. 2020;(8):194-199. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-194-199

Просмотров: 599


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)