КОНТРАФАКТ В МАРКЕТПЛЕЙС НА ПРИМЕРЕ «ВАЙЛДБЕРРИЗ»: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-117-123
Аннотация
Проанализировано распространение контрафактной продукции через маркетплейсы в России в условиях стремительного роста e-commerce, а также пандемии COVID-19. По результатам анализа статистических данных отчетов и докладов компаний и организаций, специализирующихся на исследованиях рынка контрафакта в России, сделан вывод о том, что маркетплейсы являются одним из каналов распространения контрафакта. Последствия реализации контрафакта онлайн негативно отражаются на государстве, недополучающем налоговые поступления в бюджет, правообладателях, теряющих прибыль и репутацию, а также на потребителях в виде вреда здоровью и угрозы жизни. Исследование работы одного из популярных маркетплейсов «Вайлдберриз» позволяет говорить об отсутствии заинтересованности маркетплейса как торговой онлайн-площадки в контроле за продавцами (поставщиками) товаров на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности. Авторами статьи сделан ряд предложений по совершенствованию мер противодействия появлению и распространению контрафакта через маркетплейсы. Определено, что борьба с контрафактом должна осуществляться в комплексе и только при заинтересованном участии государства, правообладателей, покупателей и маркетплейсов.
Об авторах
А. В. СальниковаРоссия
канд. ист. наук,
г. Владимир
Ю. А. Кудимова
Россия
cтудент,
г. Владимир
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.сonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 05.01.2021).
2. Агамагомедова, С. А., Котова, Ю. Е. Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в сфере интернет-торговли в России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2014. – № 2 (10). – C. 19–26.
3. Оганесян, Л. Л., Фоменко, Е. В., Трубачев, И. С. Оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 3. – С. 21–23.
4. Плискановская, М. И., Трохирова, П. А. Интернет-магазины как новая экономическая реальность // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2018. – № 5. – С. 12–18.
5. Сайбель, Н. Ю., Сайбель, Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16218.htm (дата обращения: 03.01.2021).
6. Трофимова, В. В. Развитие интернет-торговли в России и мире // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2018. – № 2. – С. 42–45.
7. Башук, А. Что нужно знать о товарных знаках, чтобы продавать товары на маркетплейсах и не попасть в суд, на компенсации и штрафы // VC.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/legal/166935-chto-nuzhno-znat-o-tovarnyhznakah-chtoby-prodavat-tovary-na-marketpleysah-i-ne-popast-v-sud-na-kompensacii-i-shtrafy (дата обращения: 03.01.2021).
8. Владелец прав на Ждуна подал иск к Wildberries на 5,2 млн рублей // RNS online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rns.online/it-and-media/Vladelets-prav-na-ZHduna-podal-isk-k-Wildberries-na-52-mln-rublei-2019-06-26/ (дата обращения: 03.01.2021).
9. Вопилов, Ю. Контрольная закупка BrandMonitor: 7 из 10 товаров в сети – контрафакт // BrandMonitor.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brandmonitor.ru/materials/kontrolnaya-zakupka-brandmonitor-7-iz-10-tovarov-v-setikontrafakt/ (дата обращения: 03.01.2021).
10. Вопилов, Ю. Машинное обучение против контрафакта: как технологии помогают искать подделки // RB.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/opinion/fake-or-what/ (дата обращения: 07.01.2021).
11. Контрафакт в e-commerce: победить, нельзя смириться // Zen.Yandex.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/retail.ru/kontrafakt-v-ecommerce-pobedit-nelzia-smiritsia-5f7193796e33974a01ad8581 (дата обращения: 05.01.2021).
12. Костырев, А., Щуренков, Н. Контрафакт – упрямая вещь // Коммерсантъ – 2019. – 8 июля. – № 117/П. – С. 1.
13. К поиску запрещенного контента в интернете подключили искусственный интеллект // Interfax [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/743657 (дата обращения: 06.01.2021).
14. Рассадники контрафакта: московские оптовые рынки и Youtube-блогеры развивают торговлю нелегальными товарами в России. Ее объем превышает 5 трлн руб. // TiarCenter.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tiarcenter.com/counterfeit/ (дата обращения: 06.01.2021).
15. Рынок интернет-торговли в России. Результаты 1 полугодия 2020 г. // Akit.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://akit.ru/wp-content/uploads/2020/10/Аналитика-АКИТ-1H2020-сжатый.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
16. Фальшивый люкс. Как не нарваться на подделку, покупая вещи на Lamoda и Wildberries // Life.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://life.ru/p/1338553 (дата обращения: 03.01.2021).
17. Чернышева, В. Эксперты рассказали, что чаще всего покупают россияне в интернете // RG.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/03/eksperty-rasskazali-chto-chashche-vsego-pokupaiut-rossiiane-v-internete.html (дата обращения: 03.01.2021).
18. Шестоперов, Д. Wildberries нарастил оборот на 94 % в третьем квартале // Kommersant.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4521806?query=wildberries (дата обращения: 03.01.2021).
19. Экономические споры по гражданским правоотношениям // Kad.Arbitr.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/270d2507-9847-4213-90f6-8945b39aae5f (дата обращения: 03.01.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Сальникова А.В., Кудимова Ю.А. КОНТРАФАКТ В МАРКЕТПЛЕЙС НА ПРИМЕРЕ «ВАЙЛДБЕРРИЗ»: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Вестник университета. 2021;(2):117-123. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-117-123
For citation:
Sal’nikova A.V., Kudimova Yu.A. COUNTERFEIT GOODS IN THE MARKETPLACE ON THE EXAMPLE OF WILDBERRIES: PROBLEM STATEMENT. Vestnik Universiteta. 2021;(2):117-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-117-123