Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

КОМПОНЕНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-177-182

Аннотация

 В исследованиях психологов большое внимание уделяется изучению потенциальных условий, детерминирующих успешность профессиональной деятельности и социального взаимодействия. Собственное представление о своих способностях и возможностях управления своей жизнью, уверенности в собственной успешности и продуктивности  деятельности, сопровождаемые позитивным эмоциональным состоянием выступают составными элементами целостного феномена, определяемого А.  Бандурой как «самоэффективность». Самоэффективность создает позитивный контекст жизненного пути, позитивного развития и успешности эмоционального регулирования. Однако самоэффективность не выступает статичной, генеральной личностной характеристикой. Значительно перспективнее рассматривать самоэффективность как важную переменную, качественные и количественные параметры находятся во взаимосвязи с актуальной ситуацией, а также с опытом и эмоциональностью субъекта. Уровень самоэффективности фактически определяет готовность человека к выбору стратегии ориентированного на успех поведения в сложной для него ситуации. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволившие сформулировать выводы о выявленных уровнях характеристик, которые могут выступить об уровне самоэффективности специалиста. 

Об авторах

Н. Г. Салмина
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Россия

 д-р психол. наук

Москва



Е. В. Звонова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

 канд. пед. наук

Москва



Е. Ю. Елизарова
ООО «Центр кинезиологии»
Россия

 психолог

Москва



Список литературы

1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики. – М.: Смысл-Академия, 2006. – 227 с.

2. Звонова, Е. В., Нго, Т. Н. Возможности использования Интернет-выборки при изучении мотивации труда мигрантов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – № 9 (111). – С. 90–98.

3. Ильичева, И. М., Сыркин, Л. Д., Ляпин, А. С., Андреева, Е. Н. К вопросу о целевой подготовке в вузе (социальнопсихологический аспект) // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – № 41 (1). – С. 92–101. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-92-101

4. Капрара, Дж., Сервон, Д. Психология личности / пер. с англ. В. Белоусов. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.

5. Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 120–121.

6. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-Efficacy in Changing Societies. – Cambridge University Press, 1995. – Pp. 1–45. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527692.003

7. Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. – 1982. – V. 37 (2). – Pp. 122–147. https://doi.org/10.1037/0003-066X.37.2.122

8. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. – 1977. – V. 84 (2). – Pp. 191– 215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

9. Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. – Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.

10. Maddi, S. R. Hardiness: Turning stressful circumstances into resilient growth (Springer Briefs in Psychology). – 2013 Edition. – Heidelberg: Springer Verlag GmbH, 2013. – 100 p.

11. Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate // American Psychologist. – 1979. – V. 34 (9). – Pp. 740–754. https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.9.740

12. Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades // L. A. Pervin (Ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. – The Guilford Press, 1990. – Pp. 111–134.

13. Mischel, W., Shoda, Y. A cognitive-affective system theory of personality: Reconceptualizing situations, dispositions, dynamics, and invariance in personality structure // Psychological Reports. – 1995. – V. 102 (2). – Pp. 246–268. https://doi.org/10.1037/0033-295X.102.2.246

14. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. – 1966. – V. 80 (1). – Pp. 1–28. https://doi.org/10.1037/h0092976

15. Seryakova, S. B., Zvonova, E. V., Seryakova, V. V. Social and psychological conditions of career planning of employees in the organization // Espacios. – 2018. – V. 39, No. 5. – Pp. 29.

16. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death. – San Francisco: Freeman, 1975. – 250 p.

17. White, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. – 1959. – V. 66, No. 5. – Pp. 297–333. https://doi.org/10.1037/h0040934

18. Weiner, В. Judgments of responsibility. A foundation for a theory of social conduct. – N.Y.: Guilford Press, 1995. – 301 p.


Рецензия

Для цитирования:


Салмина Н.Г., Звонова Е.В., Елизарова Е.Ю. КОМПОНЕНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА. Вестник университета. 2021;(3):177-182. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-177-182

For citation:


Salmina N.G., Zvonova E.V., Elizarova E.Yu. COMPONENTS OF IDEAS ABOUT SELF-EFFICACY OF THE SPECIALIST. Vestnik Universiteta. 2021;(3):177-182. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-177-182

Просмотров: 448


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)