Партии в цифровых джунглях
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-168-178
Аннотация
Развитие цифровых технологий, интернет-коммуникаций и социальных сетей затрагивает все сферы общественной жизни. Не становится исключением и политика. В современном мире социальные сети становятся не только средством передачи информации, но и ареалом обитания миллениалов и зумеров. Из года в год все большее количество цифровых аборигенов (термин М. Пренски) получают право голоса на выборах. Этот факт не может обойти стороной политические партии, которые начинают адаптировать использование социальных медиа под собственные информационные и агитационные нужды. Социальные платформы представляют возможность формирования лояльного сообщества, которое будет следить за политическим процессом через призму ценностей предпочтительной партии, а в конечном итоге проявит политическую активность на ближайших выборах. Автором поставлены вопросы, так ли велика роль социальных сетей, что ее детерминирует, действительно ли молодежь, вовлеченная в политику через социальные медиа, способна изменить течение политического процесса. Для ответа на эти вопросы было проведено социологическое исследование, включающее анализ официальных аккаунтов политических партий и их членов в основных социальных сетях, действующих на территории России. Был составлен и рассчитан индекс вовлеченности аудитории применительно к результатам выборов в 2021 г. в Государственную Думу VIII созыва.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. ЛавровРоссия
ведущий специалист,
г. Москва
Список литературы
1. Свинин, А. А. Использование социальных сетей как интернет-технологий в избирательных кампаниях: Международный опыт // Вестник РУДН. Серия: политология. – 2013. – № 2. – С. 157–163.
2. Статистика и аналитика контента цифровых сообществ в социальных сетях // Popsters [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://popsters.ru/ (дата обращения: 10.09.2021).
3. О результатах выборов, состоявшихся в единый день голосования 19 сентября 2021 года // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/smi/informatsionnyematerialy/o-rezultatakh-vyborov-19-sentyabrya-2021-goda.php#itogi (дата обращения: 29.09.2021).
4. Mediascope расширила измерения мобильного интернета до всей России // Mediascope [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediascope.net/news/1067271/ (дата обращения: 22.09.2021).
5. Аудитория интернета в России в 2020 году // Mediascope [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediascope.net/news/1250827/ (дата обращения: 22.09.2021).
6. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // Think with Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer-insights/consumer-trends/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 11.09.2021).
7. Bruns, A., Moon, B. Social media in Australian Federal elections: comparing the 2013 and 2016 campaigns // Journalism & Mass Communication Quarterly. – 2018. – V. 95, No. 2. – Pp. 425–448. https://doi.org/10.1177/1077699018766505
8. Bui, T. H. The influence of social media in Vietnam’s elite politics // Journal of Current Southeast Asian Affairs. – 2016. – V. 35, №. 2. – Pp. 89–112. https://doi.org/10.1177/186810341603500204
9. Fadillah, D., Zheng Lin, L., Hao, D. Social media and general elections in Malaysia 2018 and Indonesia 2019 // Jurnal Komunikasi Ikatan Sarjana Komunikasi Indonesia. – 2019. – V. 4, No. 1. – Pp. 1–8.
10. Kraus, S. The Great Debates. Kennedy vs. Nixon, 1960. – Bloomington: Indiana University Press, 2001. – 444 p.
11. Ndlela, M. N. Social media and elections in Kenya // The Routledge Companion to Social Media and Politics. – 2015. – Pp. 460– 471. https://doi.org/10.4324/9781315716299-34
12. Nieland, J. U. Politainment // The International Encyclopedia of Communication. – Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2008. https://doi.org/10.1002/9781405186407.wbiecp047
13. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants // On the Horizon. – 2001. – V. 9, No. 5. – Pp. 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816
14. Reddick, C. G., Aikins, S. K. Web 2.0 technologies and democratic governance. Political, policy and management implications. – New York: Springer, 2012. – 276 p.
15. Ryfe, D. M. Franklin Roosevelt and the fireside chats // Journal of Communication. – 1999. – V. 49, No. 4. – Pp. 80–103. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1999.tb02818.x
16. Skovsgaard, M., Van Dalen, A. Dodging the gatekeepers? Social media in the campaign mix during the 2011 Danish elections // Information, Communication & Society. – 2013. – V. 16, No. 5. – Pp. 737–756. https://doi.org/10.1080/1369118X.2013.783876
17. Zhang, W. Social media and elections in Singapore: comparing 2011 and 2015 // Chinese Journal of Communication. – 2016. – V. 9, No. 4. – Pp. 367–384. https://doi.org/10.1080/17544750.2016.1231129
Рецензия
Для цитирования:
Лавров И.А. Партии в цифровых джунглях. Вестник университета. 2021;(12):168-178. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-168-178
For citation:
Lavrov I.A. Parties in the digital jungle. Vestnik Universiteta. 2021;(12):168-178. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-168-178