Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Экономика исполнительских искусств до и в период пандемии COVID-19. Часть 1: анализ метода «затраты – выпуск – прибыль» на примере спектакля

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-132-145

Аннотация

В статье продемонстрированы возможности метода «затраты – выпуск – прибыль» для применения организациями культуры, исследована гипотетическая возможность окупаемости расходов от зрелищных мероприятий, разработаны практические инструменты для их финансовой аналитики. Использованы управленческий и финансовый анализ, эконометрические и графические методы построения функций. Также применены методы «доказательства от противного» для исследования убыточности организаций исполнительских искусств, впервые обоснованной В. Баумолем и В. Боуэном. В отношении организаций культуры в условиях двухлетних эпидемиологических ограничений установлена нормативная пороговая заполняемость зала. Сохранение определенной доли доходов от продажи билетов недостаточно для покрытия текущих прокатных издержек. В этой связи аналитика экономических показателей (расчет операционного левериджа, анализ безубыточности) необходима для анализа убытков организаций исполнительских искусств в условиях пандемии. На примере спектакля «повышенного спроса» отвергнута гипотеза о существовании точки безубыточности, в которой уравновешиваются доходы и расходы. Новизна исследования заключается в том, что обобщены разные методики калькуляции постановочных расходов театров, представлена методика проверки существования точек безубыточности для организации зрелищных мероприятий в долгосрочном и краткосрочном периоде. 

Об авторе

Д. Л. Морозова
Министерство культуры Российской Федерации
Россия

зам. нач. отд. проектов и гос. программ Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, 

г. Москва



Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (вместе с «Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140701/ (дата обращения: 17.01.2022).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/ (дата обращения: 17.01.2022).

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/ (дата обращения: 17.01.2022).

4. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2004. – 352 c.

5. Дадамян, Г. Г. Термометр для театра // Сборник: «Зрительская аудитория театра: размышления и исследования» / Под ред. С. М. Апфельбаум. – М.: Российский институт театрального искусства ГИТИС, 2020. – C. 97–115.

6. Дмитриевский, В. Н. Проблемы коммерциализации в постсоветской культуре (на примере театра) // Художественная культура. – 2019. – T. 2, № 3, (30). – С. 278–289. https://doi.org/10.24411/2226-0072-2019-00056

7. Зеленская, Е. М. Применение метода «анализ среды функционирования» в оценке эффективности деятельности учреждений культуры // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 2. – С. 39–51.

8. Кондрашова, К. В. Законодательство о культуре и правоприменение как отражение парадигм Дадамяна // Социальноэкономические проблемы культуры и искусства: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею Г. Г. Дадамяна и 30-летию Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна», Москва, 30 марта – 1 апреля 2018 года. ВШДСИ «Школа Г.Г. Дадамяна» / ред.-сост. Андрейкина М. С. – М.: РОСА, 2018. – С. 123–135.

9. Рубинштейн, А. Я. Могут ли исполнительские искусства быть прибыльными? // Вопросы теоретической экономии. – 2017. – № 1. – С. 88–108.

10. Рубинштейн, А. Я., Урин, В. Г., Апфельбаум, С. М., Рудник, Б. Л., Сундстрем, Л. Г. О финансировании театров по числу проданных билетов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 4. – С. 12–24.

11. Хезмондалш, Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч.ред. А. Михалевой; НИУ «Высшая школа экономики». – 2-е изд. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 456 с.

12. Brealey, R. A., Myers, S. C., Marcus, A. J. Fundamentals of corporate finance. – 3d edition. – The McGraw-Hill Companies, 2001. – 798 p.

13. Castiglione, C., Infante, D., Zieba, M. Technical efficiency in the Italian performing arts companies // Small Business Economics. – 2018. – V. 51, No. 3. – Pp. 609–638. https://doi.org/10.1007/s11187-017-9931-1

14. Donahue, T., Patterson, J. Stage money: the business of the professional theater. – University of South Carolina Press, 2010. – 192 p.

15. Fazioli, R., Filippini, M. Cost structure and product mix of local public theatres // Journal of Cultural Economics. – 1997. – V. 21, No. 1. – Pp. 77–86. https://doi.org/10.1023/A:1007341613767

16. Fernández-Blanco, V., Rodríguez-Álvarez, A., Wiśniewska, A. Measuring technical efficiency and marginal costs in the performing arts: the case of the municipal theatres of Warsaw // Journal of Cultural Economics. – 2019. – V. 43, No. 1. – Pp. 97–119. https://doi.org/10.1007/s10824-018-9330-8

17. Gapinski, J. H. The Production of culture // Review of Economics and Statistics. – 1980. – No. 62. – Pp. 578–586. https://doi.org/10.2307/1924782

18. Gapinski, J. H. The Economics of performing Shakespeare // American Economic Review. – 1984. – No. 74. – Pp. 458–466.

19. Hansmann, H. Nonprofit enterprise in the performing arts // The Bell Journal of Economics. – 1981. – V. 12, No. 2. – Pp. 341–361. https://doi.org/10.2307/3003560

20. Heilbrun, J., Gray, C. M. The economics of art and culture. – Cambridge University Press, 2001. – 410 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511754135

21. Holtman, A. G. A theory of non-profit firms // Economica. – 1983. – V. 50, No. 200. – Pp. 439–419. https://doi.org/10.2307/2554305

22. Last, A., Wetzel, H. The efficiency of German public theatres: a stochastic frontier analysis approach // Journal of Cultural Economics. – 2010. – V. 34. – Pp. 89–110. https://doi.org/10.1007/S10824-009-9111-5

23. Marco-Serrano, F. Monitoring managerial efficiency in the performing arts: A regional theatres network perspective // Annals of Operations Research. – 2006. – V. 145. – Pp. 167–181. https://doi.org/10.1007/s10479-006-0032-9

24. Rushton, M. Pricing the arts // A Handbook of Cultural Economics / Ed by R. Towse. – Second edition. – Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2011. – Pp. 350–355.

25. Throsby, C. D. Production and cost relationships in the supply of performing arts services // The Economics of the Australian Service Sector / Ed. by K. Tucker. – London: Groom Helm, 1977. – Pp. 414–432.

26. Throsby C. D., Withers, G. A. Economics of the performing arts. – New York: St. Martins Press, 1979. – 348 p. https://doi.org/10.1017/9781108368445.010

27. Varian, H. R. Price discrimination // Handbook of Industrial Organization. – 1989. – V. 1. – Pp. 597–654. https://doi.org/10.1016/S1573-448X(89)01013-7

28. Zieba, M., Newman, C. Understanding the production in the performing arts: A production function for German public theatres // TEP Working Paper. – Dublin: Trinity College, 2007. – No. 0707. – 29 p.

29. Zieba, M. An analysis of technical efficiency and efficiency factors for Austrian and Swiss non-profit theatres // Swiss Journal of Economics and Statistics. – 2011. – V. 147, No. 2. – Pp. 233–274. https://doi.org/10.1007/BF03399346


Рецензия

Для цитирования:


Морозова Д.Л. Экономика исполнительских искусств до и в период пандемии COVID-19. Часть 1: анализ метода «затраты – выпуск – прибыль» на примере спектакля. Вестник университета. 2022;(2):132-145. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-132-145

For citation:


Morozova D.L. The economics of the performing arts before and during the COVID-19 pandemic. Part 1: cost-output-profit analysis on the example of a performance. Vestnik Universiteta. 2022;(2):132-145. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-132-145

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)