Оценка регулирующего воздействия и «регуляторная гильотина» как институциональные формы участия бизнес-сообщества в совершенствовании нормативного правового регулирования в России
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-14-21
Аннотация
Рассмотрены формы участия бизнес-сообщества в модернизации нормативного правого регулирования России с позиции официальных процедур, предусмотренных российской системой государственного управления. Объектами исследования выступают институт оценки регулирующего воздействия и механизм «регуляторной гильотины». Целью исследования является проведение сравнительного анализа процедуры оценки регулирующего воздействия и механизма «регуляторной гильотины». Методология исследования базируется на методах сравнительного и структурно-функционального анализов нормативных правовых актов, содержащих порядок проведения процедур. Проведен анализ процедур, представлены правовые основания и их функциональные роли в системе принятия государственных решений, определены объекты воздействия и этапы проведения процедур, выявлены точки доступа и степени репрезентативности представителей бизнес-сообщества. Реализация процедур способствует повышению прозрачности системы государственного управления России, обеспечивая развитие институтов участия отраслевых экспертов со стороны бизнес-сообщества в принятии решений по вопросам нормативного правового регулирования. Одновременно с этим, механизм «регуляторной гильотины» обладает более высокой степенью влияния на процесс согласования проектов нормативных правовых актов, но в тоже время является менее репрезентативным, чем процедура оценки регулирующего воздействия.
Об авторе
А. А. ЛяликовРоссия
аспирант,
г. Москва
Список литературы
1. Тетерюк А.С. Опыт разработки модели структурирования внешней среды в процессе gr-менеджмента (на примере фармацевтической отрасли). Социум и власть. 2017;1(63):88–95.
2. Цыганков Д.Б. Бизнес недооценил свое право регуляторного квазивето. Закон. 2021;(5):8–17.
3. Бочкова С.С. Оценка регулирующего и фактического воздействия нормативных правовых актов как способ защиты предпринимательской деятельности от избыточного государственного регулирования. Образование и право. 2020;(11):409–15.
4. Чепунов О.И. Некоторые проблемы «Регуляторной гильотины». NOMOTHETIKA: Философия Социология Право. 2020;45(1):133–40.
5. Михайловна В.М., Ильич К.К., Сергеевна Ш.О. Качество проведения оценки регулирующего воздействия в России: что показывает сплошной анализ текстовых данных? Исследования по вопросам государственного управления. 2021;11(11):6–59.
6. Мартынов А.В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольнонадзорной деятельности. Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. 2019;(5):143–65.
7. Evans P.B., Rueschemeyer D., Skocpol T. Bringing the State Back In. Cambridge University Press; 1985. 404 p.
8. Anderson J.E. Public Policymaking. Cengage Learning; 2014. 384 p.
9. Российская Федерация. Статья 11 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/c21a0817815dfc5bc04a74d2677dbec08246f5a6/ (дата обращения: 03.07.2022).
10. Российская Федерация. Пункт 60(1) раздел IV постановления Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47927/a44d2ccdae2c3eb6aacec5f85d7781b98c2c3b40/ (дата обращения: 03.07.2022).
11. Российская Федерация. Пункт 12 раздел II постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15490/1513bc5d19b3d6482237360f8950bbf5990a7a77/ (дата обращения: 03.07.2022).
12. Российская Федерация. Пункт 53 раздел IV постановления Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47927/a44d2ccdae2c3eb6aacec5f85d7781b98c2c3b40/ (дата обращения: 03.07.2022).
13. Российская Федерация. Раздел V(2) постановления Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139421/60e20df078999b396c3e2bd7b564c2deefb9daad/ (дата обращения: 03.07.2022).
14. Российская Федерация. Статья 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/8bf514cf02b2bc03abb361625d55d47a4a534317/ (дата обращения: 03.07.2022).
15. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139421/ (дата обращения: 03.07.2022).
16. Подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Положение о рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины» при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. https://knd.ac.gov.ru/wp-content/uploads/2021/11/Polozhenie-o-rabochihgruppah-v-red.-ot-02.09.2020.pdf (дата обращения: 03.07.2022).
17. Подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Положение о подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. https://knd.ac.gov.ru/wp-content/uploads/2021/10/Polozhenie-o-Podkomissii.pdf (дата обращения: 03.07.2022).
18. Дегтярев А.А., Бондарев М.Д., Тетерюк А.С. Учет взаимосвязи циклической динамики «внешней» и «внутренней» среды работы бизнес-организаций в современном GR-менеджменте. Вестник МГИМО Университета. 2018 ;1(58):63–93.
19. Костин И.А., Дзюбан В.В. Внедрение системы открытого правительства в РФ и опыт иностранных государств. Россия и мир: развитие цивилизаций Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире. 2021;225–228.
Рецензия
Для цитирования:
Ляликов А.А. Оценка регулирующего воздействия и «регуляторная гильотина» как институциональные формы участия бизнес-сообщества в совершенствовании нормативного правового регулирования в России. Вестник университета. 2022;(8):14-21. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-14-21
For citation:
Lialikov A.A. Regulatory impact assessment and “regulatory guillotine” as institutional forms of business community’s participation in the improvement of regulatory framework in Russia. Vestnik Universiteta. 2022;(8):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-14-21