Вызов пандемии для систем обучения и развития персонала
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-56-64
Аннотация
Цифровая экономика предопределила приоритетность цифровой трансформации всех процессов компаний, включая обучение и развитие персонала. Но далеко не все компании смогли быстро перестроиться на фоне цифровизации передовыми компаниями своих процессов. Однако пандемия COVID-19 кардинально изменила ситуацию, вынудив всех в срочном порядке переходить на удаленный формат работы и внедрять цифровые методы обучения и развития персонала. В статье представлен анализ особенностей ускоренного перевода обучения и развития персонала в цифровой формат в российских и зарубежных компаниях, а также оценки персонала во время пандемии. Проанализированы наиболее часто применяемые цифровые методы и подходы к развитию и оценке персонала, выявлены основные тенденции в сфере корпоративного обучения в России и мире и предложены рекомендации по совершенствованию цифровой трансформации обучения и развития персонала в современных условиях.
Об авторах
Е. С. ЯхонтоваРоссия
д-р социол. наук, проф. каф. корпоративного управления,
г. Москва
Д. В. Кутявин
Россия
менеджер по планированию циклических активностей,
г. Москва
В. В. Володина
Литва
канд. психол. наук, директор,
г. Вильнюс
Список литературы
1. Яхонтова Е.С. Цифровая трансформация и модели управления компанией. Проблемы теории и практики управления. 2020;1:48–55.
2. Theory & Practice. Исследование индустрии корпоративного обучения и развития России. 2020. Москва; 2019. https://intercomm.media/wp-content/uploads/2020/03/tpresearch-1.pdf (дата обращения: 01.06.2022).
3. Яхонтова Е.С. Стратегическое управление персоналом. Москва: Дело; 2013. 378 с.
4. Аксенова Е.А. Стратегический ассесмент: Как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс; 2008. 352 с.
5. Завьялова Е.К., Латуха М.О. Управление развитием человеческих ресурсов. СПб: Изд-во СпбГУ; 2017. 251 c.
6. Завьялова Е.К., Ардишвили А. Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития? Российский журнал менеджмента. 2019;17(4):499–516. https://doi.org/10.21638/spbu18.2019.405
7. Рыжков В., Нефедова О., Тарасова В., Чернов Е. Цифровая трансформация в России – 2020. Аналитический отчет KMDA. https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 01.06.2022).
8. Свиридонов П. HR-тренды: скоро ли ждать цифровой трансформации найма. Завтра облачно. 18.11.2019. https://mcs.mail.ru/blog/hr-trendy-skoro-li-zhdat-cifrovoj-transformacii-najma (дата обращения: 12.06.2022).
9. Ветерман Г., Боннет Д., МакАффи А. 9 элементов цифровой трансформации. MIT Sloan. 07.01.2014. https://bit.ly/3qAQdmH (дата обращения: 10.06.2022).
10. Дамм Н., Марчелло Ф., Сергиенко Я. Обучение со скоростью бизнеса. Вестник McKinsey. 2019;(34). http://vestnikmckinsey.ru/organizational-models-and-management-systems/obuchenie-so-skorost-yu-biznesa/Print (дата обращения: 15.06.2022).
11. ХАЙС. Образование и карьера. 2021. https://hays.ru/research/education/ (дата обращения: 15.06.2022).
12. Лапина А. Куда движется корпоративное обучение и что в нем изменила пандемия? Skillbox Media. 02.04.2021. https://skillbox.ru/media/education/kuda_dvizhetsya_korporativnoe_obuchenie_i_chto_v_nyem_izmenila_pandemiya/ (дата обращения: 15.06.2022).
13. Сколково. Чему корпорации будут учить своих руководителей в 2021 году? https://www.skolkovo.ru/researches/chemukorporacii-budut-uchit-svoih-rukovoditelej-v-2021-godu/ (дата обращения: 12.06.2022).
14. Яхонтова Е.С. Удаленная работа и факторы ее успеха. Проблемы теории и практики управления. 2021;(2):172–189. https://doi.org/10.46486/0234-4505-2021-2-172-189
15. Ди Шмет А. Тегельберг Л., Тейниссен Р., Вогель Т. Преодоление усталости от пандемии: как перезарядить организации в долгосрочной перспективе. 2020. https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/overcoming-pandemic-fatigue-how-to-reenergize-organizations-for-the-long-run (дата обращения: 18.06.2022).
16. Стригин А. Оптимизм не порок: Определены тренды рынка труда. Российская газета. 8(8359). 19.01.2021. https://rg.ru/2021/01/19/reg-szfo/opredeleny-trendy-rynka-truda-2021.html (дата обращения: 11.06.2022).
17. Поздеева Е. Рынок труда 2021 – ожидания и реальность. https://www.finam.ru/analysis/newsitem/rynok-truda-2021- ozhidaniya-i-realnost-20210108-11000/ (дата обращения: 14.03.2022).
18. Коммерсантъ. TOP 100 компаний. 14.12.2017. https://www.kommersant.ru/doc/3495881 (дата обращения: 12.06.2022).
19. Глухов П.П., Попов А.А. Пандемия как тестирование цифровизации дополнительного образования. В сб.: Болотов В.А., Мерцалова Т.А. (сост., науч. ред.). Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения. Опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства. М.: «Алекс» (ИП Поликанин А.А.); 2021. С. 167–174.
20. Laar E., Dersen A., Jay A., Dijk J.A., Haan J. Determinants of 21st century digital skills: a large-scale survey of experts. Computers in Human Behavior. 2019:100:93–104. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.06.017
21. Кутявин Д.В. Экономика знаний как вызов для рынка труда. Проблемы теории и практики управления. 2021;(2):190–205. https://doi.org/10.46486/0234-4505-2021-2-190-205
Рецензия
Для цитирования:
Яхонтова Е.С., Кутявин Д.В., Володина В.В. Вызов пандемии для систем обучения и развития персонала. Вестник университета. 2022;(9):56-64. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-56-64
For citation:
Yakhontova E.S., Kutyavin D.V., Volodina V.V. Pandemic challenge for staff training and development systems. Vestnik Universiteta. 2022;(9):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-56-64