Выявление уязвимых зон формирования общественных финансов региона в условиях санкционных ограничений
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-153-160
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления уязвимых зон формирования и использования общественных финансов региона в условиях санкционного давления на примере Республики Башкортостан. По результатам проведенного анализа основных налоговых доходов консолидированного бюджета республики выявлены зоны, в наибольшей мере подверженные риску недополучения доходов: 1) высокая волатильность динамики налога на прибыль организаций по сравнению с налогом на доходы физических лиц; 2) снижение диверсификации поступлений по налогу на прибыль в отраслевом разрезе; 3) рост вклада в объем налоговых поступлений тех видов экономической деятельности, которые имеют режим наибольшего налогового и инвестиционного благоприятствования (необходимость совершенствования системы налоговых и инвестиционных преференций). Проанализированы внешние факторы формирования уязвимых зон общественных финансов субъектов Российской Федерации. Сформулированы предложения по повышению эффективности использования общественных финансов.
Ключевые слова
Об авторе
П. А. ИвановРоссия
канд. экон. наук, зав. сектором региональных финансов и бюджетно-налоговой политики,
г. Уфа
Список литературы
1. Российская Федерация. Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401514/ (дата обращения: 04.07.2022).
2. Российская Федерация. Федеральный закон от 09.03.2022 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411112/ (дата обращения: 04.07.2022).
3. План мероприятий по обеспечению стабилизации экономической ситуации в Москве. https://cdn.sobyanin.ru/static/pdf/planmeropriyatiy.pdf (дата обращения: 04.07.2022).
4. Республика Башкортостан. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 29.04.2022 № РГ-128 «О первоочередных мерах по обеспечению устойчивого развития Республики Башкортостан в условиях санкционного давления». https://npa.bashkortostan.ru/35526/ (дата обращения: 04.07.2022).
5. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Влияние «ядра» доходов региональных бюджетов на стрессоустойчивость социально-экономических подсистем. Актуальные проблемы экономики и права. 2021;15(1):15–30. https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30
6. Климанов В.В., Михайлова А.А. Факторы обеспечения бюджетной устойчивости региона. Финансы. 2021;(9):15-19.
7. Сабитова Н.М. Фискальные риски субъектов Российской Федерации. Финансы и кредит. 2022;28(3):508–527. https://doi.org/10.24891/fc.28.3.508
8. Соколов И.А., Белев С.Г., Сучкова О.В. Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? Проблемы прогнозирования. 2021;(4):66–76. https://doi.org/10.47711/0868-6351-187-66-76
9. Молчанова Н.П., Нурисламова Н.Р. Активная бюджетная политика и ее роль в стабилизации национальной экономики. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021;(1):58–68. https://doi.org/10.51635/27129926_2021_1_582
10. Паздникова Н.П., Блусь Ю.П., Блусь П.И. Экспертная оценка программного планирования регионального развития. Ars Administrandi (Искусство управления). 2018;10(4):548–568. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2018-4-548-568
11. Российская Федерация. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.06.2022). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 04.07.2022).
12. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013;(3):13–16.
13. Российская Федерация. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702d8b2a8f1/ (дата обращения: 04.07.2022).
14. Федеральное казначейство Российской Федерации. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ. https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/ (дата обращения: 05.07.2022).
15. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Статистика и аналитика. https://www.nalog.gov.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 04.07.2022).
16. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 22.06.2022 № 394 «О временном порядке исполнения перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419920/ (дата обращения: 06.07.2022).
17. РБ. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Материалы к заседанию. http://gsrb.ru/ru/materials/materialy-k-zasedaniyu-gs-k-rb/?SECTION_ID=1721 (дата обращения: 06.07.2022).
18. Галушка А.С., Ниязметов А.К. Деньги: путь к новому качеству. Стратегии бизнеса. 2020;8(2):50–54. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2020-2-50-54
Рецензия
Для цитирования:
Иванов П.А. Выявление уязвимых зон формирования общественных финансов региона в условиях санкционных ограничений. Вестник университета. 2022;(9):153-160. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-153-160
For citation:
Ivanov P.A. Identification of vulnerable zones of the formation of region’s public finances under sanctions restrictions. Vestnik Universiteta. 2022;(9):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-153-160