Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-199-206
Аннотация
В статье поднята проблема академической неуспеваемости студентов вузов. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стиля учебной деятельности, процессов самоорганизации, академической мотивации, личностного смысла учебы для студентов с академической неуспеваемостью. В исследовании приняли участие 32 студента 2 и 3 курсов вуза с техническим профилем обучения. Были использованы «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, опросник Н.А. Копейной «Стиль учебной деятельности», методика «Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС)» А.Д. Ишкова, тест незаконченных предложений «Для меня моя учеба – это…». Выявлены психологические детерминанты академической неуспеваемости студентов: доминирование амотивации; отсутствие осмысленности учебы; низкий уровень целеполагания, волевых усилий; низкий уровень навыков планирования; восприятие учебы как неприятной необходимости.
Об авторе
Е. Ю. ЧернякевичРоссия
канд. психол. наук, доц. каф. истории и философии,
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Акимова С.В., Кожевникова О.В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете. Universum: психология и образование. 2015;(8). https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516 (дата обращения: 10.06.2022).
2. Дериш Ф.В. Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017;(1):70–81.
3. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (дата обращения: 24.05.2022).
4. Titova E., Hogenkamp P.S., Jacobsson J.A., Feldman I., Benedict C. Associations of self-reported sleep disturbance and duration with academic failure in community-dwelling Swedish adolescents: Sleep and academic performance at school. Sleep Medicine. 2015;16(1):87–93. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2014.09.004
5. Hanley A.W., Palejwala M.H., Hanley R.T., Canto A.I., Garland E.L. A failure in mind: Dispositional mindfulness and positive reappraisal as predictors of academic self-efficacy following failure. Personality and Individual Differences. 2015;86:332–337. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.06.033
6. Jeludar S.S., Jeludar A.Z., Shayan N., Gatab A.T. Factors affecting the academic failure of male students. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012;46:2575–2578.
7. Mthimunye K.D.T., Daniels F.M. Exploring the challenges and efforts implemented to improve the academic performance and success of nursing students at a university in the Western Cape. International Journal of Africa Nursing Sciences. 2020;12:100196. https://doi.org/10.1016/j.ijans.2020.100196
8. Okogbaa J., Allen R.E., Sarpong D.F. Time spent at work and its impact on the academic performance of pharmacy students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(2):496. https://doi.org/10.3390/ijerph17020496
9. Dante A., Ferrão S., Jarosova D., Lancia L., Nascimento C., Notara V. et al. Nursing student profiles and occurrence of early academic failure: Findings from an explorative European study. Nurse Education Today. 2016;38:74–81. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2015.12.013
10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательно неуспевающие студенты: позиция университетского управления. Педагогический журнал Башкортостана. 2020;2:87:38–48. https://doi.org/10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49
11. Chernyakevich E.Yu., Myasnova A.S. The adaptive capacity of first-year students. Modern Science. 2018;(4-2):6–8.
12. Дериш Ф.В., Пузырёва Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018;(1):39–53.
13. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2012;1(1):40–46.
14. Beauvais A.M., Stewar J.G., DeNisco S., Beauvais J.E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study. Nurse Education Today. 2014;34(6):918–923. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.12.005
15. Lee W.W.S. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence. 2017;60(1):148–152. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.08.006
16. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Academia; 2006. 336 с.
17. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014;35(4):96–107.
18. Григорьева Н.Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения студентов. Высшее образование сегодня. 2016;(2):60–63.
19. Graham B., Laliberté J.-W.P., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018.;62:170–182. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2017.09.008
20. Чернякевич Е.Ю. Карьерная направленность молодых людей из больших и малых российских городов. Вестник университета. 2020;(4):197–204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204
21. Чернякевич Е.Ю., Лобанова Ю.И., Осипова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. Санкт-Петербург. СПбГАСУ; 2020. 114 с.
22. Чернякевич Е.Ю. Исследование особенностей социально-психологических характеристик группы во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(1):391–394. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0095
23. Сherniakevich E.Yu., Pavlova A.V. Features of the psychological climate in the student group. Modern Science. 2017;(10):142–144.
24. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35(5):401– 426. https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004
25. Ионина О.С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента. Концепт. 2015;(S12):16–20. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (дата обращения: 27.06.2022).
26. Costa E.B., Fonseca B., Santana M.A., de Araújo F.F., Rego J. Evaluating the effectiveness of educational data mining techniques for early prediction of students’ academic failure in introductory programming courses. Computers in Human Behavior. 2017;73:247–256. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.047
27. Nelson А.E., Kotcherlakota S. Development of technology-based resource to promote students academic success. Teaching and Learning in Nursing. 2019;14(4):231–234. https://doi.org/10.1016/j.teln.2019.05.004
Рецензия
Для цитирования:
Чернякевич Е.Ю. Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза. Вестник университета. 2022;(9):199-206. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-199-206
For citation:
Cherniakevich E.Yu. Psychological determinants of learning activities of academically underachieving university students. Vestnik Universiteta. 2022;(9):199-206. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-199-206