Корпоративная социальная ответственность: к вопросу об источниках
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-41-48
Аннотация
В статье обосновывается необходимость единого подхода к исследованию таких экономических явлений, как корпоративная социальная ответственность, этика бизнеса, корпоративная культура и устойчивое развитие. Предлагается попытка соответствующего развития идеи А.Б. Кэрролла о поэтапном повышении уровня социальной ответственности бизнеса по мере его становления на основе принципа возобновляемости экономических и неэкономических благ. Показан объективный характер участия бизнеса в производстве не только экономических, но и неэкономических благ. Отмечаются риски преждевременного взятия бизнесом на себя сверхнормативных обязательств. Объясняется необходимость экзистенциального выбора менеджмента предприятия в отношении взятия на себя ответственности за последствия своей деятельности как условия реализации концепции корпоративной социальной ответственности. Осуществление этого выбора происходит на определенном уровне развития участвующих в бизнесе индивидуумов.
Об авторе
Н. Ю. ЛебедеваРоссия
Лебедева Надежда Юрьевна, Канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления промышленным производством
г. Пермь
Список литературы
1. Чудинов О.О. Анализ понятия «Корпоративная социальная ответственность». Modern Economy Success. 2020;2:89–93.
2. Плосконосова В.П. Особенности взаимосвязей этики и бизнеса. Вестник СибАДИ. 2016;3(49):159–166.
3. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента; 2010. 272 с.
4. Lutz M.A. Economics for the Common Good: Two Centuries of Economic Thought in the Humanist Tradition. London: Routledge; 1999. 320 p.
5. Бессонова О.Э. Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к интеграции. М.: Политическая энциклопедия; 2015. 151 с.
6. Бессонова О.Э. Институциональная матрица социального государства и демократии в России. Экономическая социология. 2018;19(3):50–67.
7. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. М.: ИНФРА-М; 2010. 96 с.
8. Уланов М.Е. Буддийская культура и бизнес в условиях современной экономики. В сб.: Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона. Материалы Международной научно-практической конференции, Элиста, 28–30 мая 2019 г. Элиста: Изд-во Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова; 2019. С. 99–103.
9. Минервин И.Г. Азиатский менеджмент: конфуцианское наследие и современность. Экономические и социальные проблемы России. 2015;1:66–106.
10. Carroll A.B. Corporate social responsibility: The centerpiece of competing and complementary frameworks. Organizational Dynamics. 2015;44(2):87–96. https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2015.02.002
11. Аблякимова Л.Р. Сущность понятия «Корпоративная социальная ответственность». Вестник современных исследований. 2021;1-1(39):4–7.
12. Канаева О.А., Канаев А.В. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие компании: компаративный анализ концепций. OIKONOMOS: Journal of Social Market Economy. 2019;2(14):6–28.
13. Кучумов А.В., Печерица Е.В. Корпоративная социальная ответственность, «зеленые» инновации и конкурентоспособность – причинно-следственная связь. Экономический вектор. 2022;2(29):101–105. https://doi.org/10.36807/2411-7269-2022-2-29-101-105
14. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. СПб.: Бест Бизнес Букс; 2010. 424 с.
15. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 496 с.
16. Воронина Д.А., Попова Е.В. Корпоративная социальная ответственность как залог устойчивости современного бизнеса. Modern Science. 2020;11-1:358–361.
17. Благов Ю.Е., Петрова-Савченко А.А. Доклад о социальных инвестициях в России – 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития. М.: Ассоциация Менеджеров; 2020. https://amr.ru/upload/Докладосоциальныхинвестициях_2019_ebook.pdf (дата обращения: 30.08.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева Н.Ю. Корпоративная социальная ответственность: к вопросу об источниках. Вестник университета. 2022;(10):41-48. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-41-48
For citation:
Lebedeva N.Yu. Corporate social responsibility: to the issue of origins. Vestnik Universiteta. 2022;(10):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-41-48