Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Жизнь людей с ограниченными возможностями: мировой опыт и тенденции развития в России

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-215-222

Аннотация

Перед современным обществом стоит множество вызовов, в том числе тех, которые связаны с уровнем здоровья, с качеством и условиями жизни в целом. Сейчас в мире наблюдается тенденция развития равных условий для жизни всех людей, в том числе для людей с ограничениями по здоровью. Этот вопрос актуален для многих стран, в частности в России ежегодно предпринимаются меры по созданию все более комфортных условий для жизни инвалидов. Целью статьи стало исследование тенденций к улучшению условий жизни для людей с ограниченными возможностями, в частности на основании исторического опыта и современного состояния. В исследовании применялись методы контент-анализа, наблюдения и системный подход. В результате был рассмотрен опыт различных стран по созданию условий для инвалидов, приведены статистические данные, рассмотрена актуальная ситуация в России. Выведены следующие тенденции: происходит ежегодное развитие системы поддержки инвалидов, но все еще остается множество проблем на этапе исполнения и реализации на практике. Не в полной мере разработан комплекс мер по созданию благоприятной среды. География развития недостаточно широкая, помощь, которую люди с ограниченными возможностями здоровья получают в крупных центрах, недоступна населению из отдаленных районов, маленьких населенных пунктов. Тем не менее есть множество программ социальной поддержки, помощь в реабилитации и реабилитации, проводятся меры по техническому оснащению мест общественного доступа для удобства маломобильных граждан.

Об авторах

К. Э. Андреева
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Андреева Ксения Эдуардовна, Студент

г. Москва



А. А. Николаева
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Николаева Алла Алексеевна, Канд. социол. наук, зав. каф. теории и практики управления, доц. каф. теории и практики управления

г. Москва



Список литературы

1. Ананьев В.Л. Социальные проблемы занятости инвалидов по зрению: социологический анализ. Дефектология. 2018;1:3–15.

2. Битова А.Л. Проблемы воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: право и реальность. В сб.: Тезисный доклад на круглом столе «Семья и ребенок-инвалид», Москва, 14 мая 2008 г. М.: Пресс-центр Государственного Кремлевского Дворца; 2008. С. 4–5.

3. World Health Organization. World report on disability; 2011. https://apps.who.int/iris/handle/10665/44575 (accessed 02.08.2022)

4. Laufer E.A., Glick J. Expert and novice differences in cognition and activity: A practical work activity. Cognition and communication at work, 1996:177–198.

5. Heymann S.J., Stein M.A., Moreno G. Disability and Equity at Work. New York: Oxford University Press; 2014. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199981212.001.0001

6. Mandic C.G., Heymann S.J., Supported Employment in a Lower Income Context: The Case of Banco de Crédito del Perú and Centro Ann Sullivan del Perú. International Journal of Disability, Community & Rehabilitation. 2009;8(1).

7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (дата обращения: 19.08.2022).

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Стандарт предоставления услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с преимущественными нарушениями психических функций в стационарных условиях без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц (целевая реабилитационная группа № 1). https://base.garant.ru/404700957/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 19.08.2022).

9. Дименштейн Р.П. Развитие законодательства в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. В сб.: Тезисный доклад на круглом столе «Семья и ребенок-инвалид», Москва, 14 мая 2008 г. М.: Пресс-центр Государственного Кремлевского Дворца; 2008:8–10.

10. Российская Федерация. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.08.2022).

11. Зотова Е. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. Надежда. 2018;7:6–7.

12. Степанова Т. Максим Топилин: нужно научить общество приходить на помощь инвалидам. Интервью. ТАСС. Понедельник 3 дек. 2018. https://tass.ru/interviews/5859049/ (дата обращения: 20.08.2022).

13. Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR). Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию; 2003. https://www.osoboedetstvo.ru/right/specialnyy-doklad-rossiyskih-nepravitelstvennyh-organizaciy (дата обращения: 20.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Андреева К.Э., Николаева А.А. Жизнь людей с ограниченными возможностями: мировой опыт и тенденции развития в России. Вестник университета. 2022;(10):215-222. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-215-222

For citation:


Andreeva X.E., Nikolaeva A.A. Life of people with disabilities: global experience and development trends in Russia. Vestnik Universiteta. 2022;(10):215-222. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-215-222

Просмотров: 559


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)