Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Межпредметная интеграция дисциплин гуманитарного и управленческого цикла

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-231-240

Аннотация

Проблема межпредметной образовательной интеграции отражает реалии современного мира. Стремительно меняющиеся технологии задают новые требования к подготовке специалистов, способных к инновациям. Цель исследования: изучение ресурсов вертикальной и горизонтальной межпредметной интеграции для дисциплин гуманитарного и управленческого цикла. Структура статьи включает теоретико-методологический анализ и эмпирическую часть, представленную двумя этапами исследования (для социо-гуманитарных и управленческих дисциплин). В статье представлены результаты современных взглядов на проблему межпредметной интеграции в вузе. Результаты проведенного теоретического анализа показали рассогласование между глубиной теоретической проработки проблемы и низкой успешностью их практического воплощения в условиях современного высшего профессионального образования. Сложность реализации обусловлена изменившимися психологическими и социально-психологическими характеристиками студентов поколения Z. На основе проведенного теоретического анализа была предложена типология межпредметных компетенций. Цель эмпирической части исследования состояла в изучении ресурсов вертикальной и горизонтальной интеграции в техническом университете. На основе проведенного эмпирического исследования были выявлены возможности вертикальной и горизонтальной интеграции дисциплин социо-гуманитарного и управленческого цикла. Представлена интегративная матрица. Перспективным направлением развития данной темы является разработка интегративного модуля «Управленческий практикум».

Об авторах

А. П. Авдеева
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Россия

Авдеева Анна Павловна, Канд. психол. наук, доц. каф. промышленной логистики 

г. Москва



Ю. А. Сафонова
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Россия

Сафонова Юлия Анатольевна, Канд. филос. наук, доц. каф. социологии и культурологии 

г. Москва



Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методология развития транспрофессионализма субъектов инженерно-технической деятельности. В кн.: Карташева А.А. (отв. ред.) Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства: материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 ноября 2018 г. Екатеринбург: ООО «Деловая книга»; 2018. С. 20–31.

2. Сбербанк. 30 фактов о современной молодежи. Отчет маркетингового агентства Validata. [Презентация] 2016. https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

3. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Ожидания студентов от инноваций в образовании. Вестник университета. 2022;(2):209–215. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-209-215

4. Жеглова О.А. Межпредметная интеграция как педагогическое условие развития гуманитарной культуры студентов вуза. Образование и наука. 2011;10(89):111–122.

5. Назарова Н.В. Межпредметная интеграция в формировании конкурентноспособности студента вуза. Современные проблемы науки и образования. 2016;(5).

6. Макарова Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании. Интеграция образования. 2008;3(52):8–11.

7. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград: Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия; 2007. 23 с.

8. Варламова Д., Судаков Д. Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина; 2020. 456 с.

9. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И. и др. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Доклад экспертов Global Education Futures, WorldSkills Russia. 2017. 93 с. https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 20.08.2022).

10. Бутенка В., Полунин К., Котов И. и др. Россия 2025: от кадров к талантам. М.: The Boston Consulting Group; 2017. 70 с.

11. World Economic Forum. The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Global Challenge Insight Report. Geneva: World Economic Forum; 2016. 157 р. https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (accessed 20.06.2022).

12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука;1977. 379 с.


Рецензия

Для цитирования:


Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Межпредметная интеграция дисциплин гуманитарного и управленческого цикла. Вестник университета. 2022;(10):231-240. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-231-240

For citation:


Avdeeva A.P., Safonova Yu.A. Intersubject integration of humanities and management cycle disciplines. Vestnik Universiteta. 2022;(10):231-240. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-231-240

Просмотров: 286


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)