Транспортный фактор в определении границ экономического региона
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-91-101
Аннотация
Целью статьи является исследование экономического региона как совокупности тесно переплетенных воспроизводственных контуров. Теоретической основой исследования стала концепция «Всеобщей организационной науки» А.А. Богданова. Автором настоящей статьи предлагается проанализировать экономические регионы с опорой на данную концепцию, то есть косвенно – через оценку движения грузового транспорта по воспроизводственным контурам. Подчеркивается, что транспорт объединяет разрозненные производства в единую воспроизводственную цепочку и тем самым выступает главным регионообразующим фактором. Представлена следующая классификация экономических регионов с учетом особенностей транспортного сообщения: хозяйственно изолированный регион, регион естественной специализации, регион технологической специализации и эмиссионный центр. Выявлено, что на последней стадии образования границ того или иного экономического региона ключевым лимитирующим фактором является сумма транспортных затрат и закупочной цены перевозимого продукта. Предложенная классификация применена к исследованию экономики Российской Федерации. Утверждается, что автомобильный транспорт является главным регионообразующим фактором страны.
Об авторе
И. В. АноховРоссия
Анохов Игорь Васильевич - Канд. экон. наук, доцент
г. Москва
Список литературы
1. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). Кн. 1. М.: Экономика; 1989. 304 с.
2. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 3. Москва: Прогресс; 1992. 679 с.
3. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология. Экономическая наука современной России. 2010;3:7–26.
4. Люксембург Р. Накопление капитала. Том I и II. М.;Л.: Соцэкгиз; 1934. 478 с.
5. Леонтьев В.В. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. Избранные произведения в 3 т. Т. 1. М.: Экономика, 2006. 406 с.
6. Колосовский Н.Н. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена; 2006. 336 с.
7. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. 2021. М.; 2022. 42 с.
8. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь – декабрь 2020 года. М.; 2021. 55 с.
9. Korean Statistical Information Service. Annual domestic & international freight transport by mode. https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=116&tblId=DT_MLTM_662&vw_cd=MT_ETITLE&list_id=M2_3&scrId=&language=en&seqNo=&lang_mode=en&obj_var_id=&itm_id=&conn_path=MT_ETITLE&path=%252Feng%252FstatisticsList%252FstatisticsListIn dex.do (дата обращения: 29.08.2022).
10. National Bureau of Statistics of China. China statistical yearbook 2014. http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm (дата обращения: 13.10.2022).
11. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications Japan. Japan statistical yearbook. https://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-13.html (дата обращения: 13.10.2022).
12. Портер М. Экономическое развитие регионов. Пространственная экономика. 2006;4:115–139.
13. Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа; 2005. 160 с.
14. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь – декабрь 2021 года. https://mintrans.gov.ru/documents/2/11784?type= (дата обращения: 13.10.2022).
15. Долгих Е.А., Першина Т.А., Давлетшина Л.А. Методология исследования развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации. E-Management. 2021;4(1):38–47. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-1-38-47
16. Анохов И.В. Цифровая тень как инструмент для исследования отрасли. E-Management. 2022;5(1):80–92. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-1-80-92
17. Виноградов С.А., Попов К.М. Цифровые технологии повышения энергетической эффективности железнодорожных перевозок. Железнодорожный транспорт. 2019;7:42–45.
Рецензия
Для цитирования:
Анохов И.В. Транспортный фактор в определении границ экономического региона. Вестник университета. 2022;1(12):91-101. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-91-101
For citation:
Anokhov I.V. Transport factor in defining regional boundaries. Vestnik Universiteta. 2022;1(12):91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-91-101