Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Моделирование влияния фискальной децентрализации на экономическое развитие регионов Российской Федерации

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-145-153

Аннотация

Обеспечение сбалансированного экономического роста является одной из приоритетных целей государственной политики. Теория фискального федерализма утверждает, что фискальная децентрализация способствует как региональному экономическому развитию, так и развитию экономики всей страны, предоставляя возможность координировать региональные потребности с задачами национальной политики. Целью данного исследования является оценка влияния фискальной децентрализации на экономическое развитие регионов Российской Федерации. Анализ проведен с использованием панельных данных по 83 регионам за период с 1996 г. по 2019 г. Для эконометрического моделирования применен метод одномоментной квантильной регрессии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в Российской Федерации фискальная децентрализация не способствует экономическому развитию более благополучных регионов. При этом наблюдается значимый отрицательный эффект показателей фискальной децентрализации на валовый региональный продукт на душу населения для менее развитых регионов. На основе полученных результатов сформулированы предложения по совершенствованию государственной политики.

Об авторе

Р. И. Васильева
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия
Васильева Рогнеда Ивановна - Мл. науч. сотр. лаборатории моделирования пространственного развития территорий 

г. Екатеринбург



Список литературы

1. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 05.10.2022).

2. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 05.10.2022).

3. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года». http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 05.10.2022).

4. World Bank. Rolling back Russia’s spatial disparities: re-assembling the Soviet jigsaw under a market economy. Washington, DC: World Bank; 2018. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/29866/126805-WP-WBrollingback-PUBLIC.pdf?sequence=8&isAllowed=y (дата обращения: 05.10.2022).

5. Герасименко Н.А. Динамика показателей социально-экономического развития федеральных округов России. Вестник университета. 2022;5:90–99. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-90-99

6. Qian Y., Roland G. Federalism and the soft budget constraint. The American economic review. 1998;88(5):1143–1162.

7. Tiebout C.M. A pure theory of local expenditures. Journal of political economy. 1956;64(5):416–424.

8. Oates W.E. An essay on fiscal federalism. Journal of economic literature. 1999;37(3): 1120–1149. https://doi.org/10.1257/jel.37.3.1120

9. Prud’homme R. The dangers of decentralization. The World Bank research observer. 1995;10(2):201–220.

10. Bellofatto A.A., Besfamille M. Tax decentralization notwithstanding regional disparities. Journal of urban economics. 2021;123:103346. https://doi.org/10.1016/j.jue.2021.103346

11. Gradstein M. Government decentralization as a commitment in non-democracies. Journal of comparative economics. 2017;45(1):110–118. https://doi.org/10.1016/j.jce.2016.01.005

12. Rubinchik-Pessach A. Can decentralization be beneficial? Journal of public economics. 2005;89(7):1231–1249. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2003.11.005

13. Barankay I., Lockwood B. Decentralization and the productive efficiency of government: evidence from Swiss cantons. Journal of public economics. 2007:91(5–6):1197–1218. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2006.11.006

14. Markevich A., Zhuravskaya E. M-form hierarchy with poorly-diversified divisions: a case of Khrushchev’s reform in Soviet Russia. Journal of public economics. 2011:95(11–12):1550–1560. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2011.06.003

15. Mookherjee D. Political decentralization. Annual review of economics. 2015;7:231–249. https://doi.org/10.1146/annurev-economics-080614-115527

16. Sanogo T. Does fiscal decentralization enhance citizens’ access to public services and reduce poverty? Evidence from Côte d’Ivoire municipalities in a conflict setting. World development. 2019;113:204–221. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2018.09.008

17. Jia J., Ding S., Liu Y. Decentralization, incentives, and local tax enforcement. Journal of urban economics. 2020;115:103225. https://doi.org/10.1016/j.jue.2019.103225

18. Jia J., Liang X., Ma G. Political hierarchy and regional economic development: evidence from a spatial discontinuity in China. Journal of public economics. 2021;194:104352. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104352

19. Fan C.S., Lin C., Treisman D. Political decentralization and corruption: evidence from around the world. Journal of public economics. 2009;93(1–2):14–34. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2008.09.001

20. Zhang X. Fiscal decentralization and political centralization in China: implications for growth and inequality. Journal of comparative economics. 2006;34(4):713–726. https://doi.org/10.1016/j.jce.2006.08.006

21. Караваева И.В., Гираев В. Фискальная децентрализация как основа эффективной экономической политики регионов. Федерализм. 2018;2:18–31.

22. International Monetary Fund. Fiscal Decentralization – IMF Data. https://data.imf.org/?sk=1C28EBFB-62B3-4B0C-AED3048EEEBB684F (дата обращения: 05.10.2022).

23. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2021 г. https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm (дата обращения: 05.10.2022).

24. Вертакова Ю.В., Лю Я. Стратегический подход к снижению межрегиональной экономической дифференциации: опыт Китая. Вестник университета. 2021;10:122–132. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-122-132


Рецензия

Для цитирования:


Васильева Р.И. Моделирование влияния фискальной децентрализации на экономическое развитие регионов Российской Федерации. Вестник университета. 2022;1(12):145-153. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-145-153

For citation:


Vasilyeva R.I. The impact of fiscal decentralization on economic growth of regions of the Russian Federation. Vestnik Universiteta. 2022;1(12):145-153. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-145-153

Просмотров: 367


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)