Репертуар копинг-стратегий студентов: лонгитюдное исследование дневниковых записей
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-217-225
Аннотация
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования 148 студенческих дневников, организованных в форме ежедневного описания эмоциональных состояний и поведенческих реакций в условиях самоизоляции с 1 по 15 апреля 2020 г. и 2021 г. во время пандемии COVID-19. Осуществлен теоретический анализ понятия «копинг» и психологической практики ведения дневниковых записей. Описан способ исследования копинг-стратегий, используемых респондентами при проживании стрессовой ситуации. Приведены примеры самоописаний студентов, соответствующие конкретным копинг-стратегиям, согласно классификации Р. Лазаруса. По результатам сравнительного анализа выявлены значимые различия в репертуаре совладания 2020 г. и 2021 г., связанные с увеличением доли дистанцирования и снижением частоты встречаемости бегства – избегания. Отмечено, что в целом в репертуаре совладания студентов преобладают неконструктивные копинг-стратегии, доля которых составляет 75 %, причем доминирует стратегия дистанцирования.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ю. ГалойРоссия
Галой Наталья Юрьевна - Канд. психол. наук, доц. каф. психологии образования
г. Москва
Список литературы
1. Величко Г.А., Лизунова Г.Ю., Таскина И.А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития. Вестник университета. 2021;12:179–184. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-179-184
2. Рубцов В.В., Шведовская А.А. (сост.); Рубцов В.В., Марголис А.А., Вачков И.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В. и др. (ред.) Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернетбезопасность: сб. материалов. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ; 2020. Т. 1. 480 с.
3. Галой Н.Ю. Пандемия спустя год: динамика психического состояния в условиях неопределенности. Вестник университета. 2021;12:185–194. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-185-194
4. Климацкая Л.Г., Дьячук А.А., Бочарова Ю.Ю., Шпаков А.И. Стратегии совладания со стрессом у студентов во время пандемии COVID-19. Методология исследования совладающего поведения. Siberian journal of life sciences and agriculture. 2021;13(2):284–302. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-2-284-302
5. Meyer D., Van Rheenen T.E., Neill E., Phillipou A., Tan E.J., Toh W.L. et al. Surviving the COVID-19 pandemic: An examination of adaptive coping strategies. Heliyon. 2022;8:e09508. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09508
6. Park Y.H., Kim I.H., Jeong Y.W. Stress, and coping strategy of university students during COVID-19 in Korea: The mediating role of ego-resiliency. Acta Psychologica. 2022;227:103615. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103615
7. Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present and future. Psychosomatic Medicine. 1993;55:237–247.
8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; 2010. 294 с.
9. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013;10(3):160–169. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2013-3-160-169
10. Кутузова Д.А. Ведение «структурированного дневника» по методу Айры Прогоффа. Консультативная психология и психотерапия. 2009;17(1):121–135.
11. Progoff I. At a journal workshop: writing to access the power of the unconscious and evoke creative ability. Los Angeles: JEREMY P. TARCHER, INC; 2003.
12. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. В кн.: Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика; 1983. С. 231–256.
13. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия А. Бека и культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Консультативная психология и психотерапия. 2011;19(2):20–33.
14. Вассерман Л.И. и др. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева; 2009. 38 с.
Рецензия
Для цитирования:
Галой Н.Ю. Репертуар копинг-стратегий студентов: лонгитюдное исследование дневниковых записей. Вестник университета. 2022;1(12):217-225. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-217-225
For citation:
Galoy N.Yu. Repertoire of coping strategies of students: longitudinal study of diary entries. Vestnik Universiteta. 2022;1(12):217-225. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-217-225