Оценка эффективности межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-178-185
Аннотация
Для эффективного оказания социальных услуг по долговременному уходу за пожилыми гражданами и инвалидами необходимо взаимодействие многих структур, включая негосударственный сектор. Оперативности работы этих структур способствует организация межведомственного взаимодействия. В исследовании проанализирован опыт межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за пожилыми и инвалидами, показаны лучшие региональные практики такого взаимодействия. В целях исследования проанализирован массив регионального законодательства по уходу за пожилыми и инвалидами, включая межведомственное взаимодействие. Исследование показало, что в регионах имеются оригинальные модели такого взаимодействия. Результаты анализа позволили сформулировать предложения по совершенствованию законодательства по регулированию межведомственного взаимодействия. Указанный положительный опыт может быть транслирован как для применения в других регионах, так и на федеральном уровне.
Об авторе
С. Е. ТиторРоссия
Титор Светлана Евгеньевна, канд. юрид. наук, доц. каф. частного права
г. Москва
Список литературы
1. Российская Федерация. Приказ Минздрава России от 28.07.1999 № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации». https://base.garant.ru/4176179/ (дата обращения: 06.03.2023).
2. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 06.03.2023).
3. Российская Федерация. Федеральный закон от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 06.03.2023).
4. Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_177202/ (дата обращения: 08.03.2023).
5. Российская Федерация. Постановление Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1106/49 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Московской области в связи с реализацией полномочий Московской области в сфере социального обслуживания». https://docs.cntd.ru/document/537967189 (дата обращения: 08.03.2023).
6. Российская Федерация. Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.12.2014 № 239 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области в связи с реализацией полномочий Волгоградской области в сфере социального обслуживания». http://442fz.volganet.ru/upload/iblock/59d/postanovlenie-_-239-ot11.12.14-g.pdf (дата обращения: 08.03.2023).
7. Российская Федерация. Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.12.2014 № 240 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения в Волгоградской области». https://docs.cntd.ru/document/423916811 (дата обращения: 08.03.2023).
8. Мяконькая Л.И. Опыт организации межведомственного взаимодействия органов социального обслуживания и здравоохранения в рамках внедрения элементов системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. https://kcson.krn.socinfo.ru/media/2020/01/14/1251999097/Opy_t_organizacii_mezhvedomstvennogo_vzaimodejstviya.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
9. Российская Федерация. Приказ Минсоцзащиты и Минздрава Алтайского края № 470 и № 152/ОД от 01.04.2019 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия Министерства социальной защиты Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края по осуществлению доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации Алтайского края, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний». https://docs.cntd.ru/document/553237906 (дата обращения: 11.03.2023).
10. Российская Федерация. Приказ Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения Мурманской области от 05.07.2021 № 424/445/1 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной поддержки населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Мурманской области». https://docs.cntd.ru/document/574808795 (дата обращения: 13.03.2023).
11. Российская Федерация. Положение о межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти с ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» для реализации полномочий в сфере оказания социальных услуг, утв. Приказом ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» от 11.12.2015 №243. https://kolakcson.ru/index/prikazy_uchrezhdenija/0-96 (дата обращения: 13.03.2023).
12. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Бибикова Е.В ряде регионов наработан опыт по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. http://council.gov.ru/events/news/110933/ (дата обращения: 13.03.2023).
13. Карпушина А.С. Социальное обеспечение граждан в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной адресной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)». Реализация и итоги проекта за 2019 г. В сб.: Актуальные вопросы экономики. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение; 2020. 159–163 с.
14. Колосова М.А., Кондрахин Р.А. Межведомственное взаимодействие – основа проекта модели «школа ухода» на базе СПБ ГБСУ СО «Геронтологический центр». Социальная работа: теория, методы, практика. 2021; 3:161–172 с.
15. Колосова Г.В. Опыт Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие системы долговременного ухода, формирование активного долголетия и рост качества жизни граждан старшего поколения. Социальная работа: теория, методы, практика. 2020; 2:15–33 с.
16. Полевая Н.М. Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе: результаты внедрения в Амурской области. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;96:63–66 с. https://doi.org/10.22250/20730284_2022_96_63
Рецензия
Для цитирования:
Титор С.Е. Оценка эффективности межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Вестник университета. 2023;(5):178-185. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-178-185
For citation:
Titor S.E. The effectiveness evaluation of interdepartmental cooperation in the long-term care services provision for elderly and disabled citizens. Vestnik Universiteta. 2023;(5):178-185. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-178-185