Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Составляющие дифференциации качества образования: новая реальность формирования человеческого капитала

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-256-267

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые направления, определяющие социальную дифференциацию, вызванную несоответствием рынка образовательных услуг и рынка труда. На основе данных социальной статистики и результатов социологических исследований рассматриваются причины, влияющие на формирование профессиональных траекторий молодежи, анализируется содержание человеческого капитала в рамках института образования. Особое внимание авторы уделили анализу данного института, который в современном обществе воспроизводит потребности экономической системы и закрепляет социальную дифференциацию, позволяет индивиду осуществить целостный выбор на основе имеющегося образовательного потенциала. При этом рынок образовательных услуг рассматривается в условиях, когда предложение и спрос разнесены во времени. Поиск равновесия на данном рынке является результатом как взаимодействия социальных партнеров, так и усилий государства.

Об авторах

С. Ю. Иванов
Московский педагогический государственный университет
Россия

Иванов Сергей Юрьевич - д-р социол. наук, зав. каф. теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой.

Москва



Д. В. Иванова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Иванова Дарья Вячеславовна -канд. социол. наук, доц. каф. теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой.

Москва



П. Ю. Тазов
Государственный университет управления
Россия

Тазов Петр Юрьевич - ст. преп. каф. маркетинга.

Москва



Список литературы

1. Парсонс Т. О структуре социального действия. Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект; 2018. 435 с.

2. Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России. 2021; 2021. 177 c.

3. Зубок Ю.А., Безрукова О.Н., Вишневский Ю.Р., Гневашева В.А., Головчин М.А., Дидковская Я.В. и др. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография. Белгород: ООО «Эпицентр»; 2021. 500 с.

4. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. Социологические исследования. 2014:6(362):144–146.

5. Зенков А.Р., Удовенко И.П. Человеческий капитал в условиях нового технологического уклада: траектории формирования и развития. Общественные науки и современность. 2021;4:7–19. http://doi.org/10.31857/S086904990015966-4

6. Федеральная служба государственной статистики. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022; 2022. 151c.

7. Суханова П.А. Действующая инновационная инфраструктура российских национальных исследовательских институтов в региональной инновационной системе: проблемы и решения. Современные проблемы науки и образования. 2013;4:249.

8. Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Масштабы занятости в российской науке. https://issek.hse.ru/news/516705296.html (дата обращения: 28.08.2023).

9. Счетная палата Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». https://fgosvo.ru/uploadfiles/Work_materials_disscusion/sp.pdf (дата обращения: 28.08.2023).

10. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. Р.А. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ; 2003. 670 c.

11. Weizsäcker, E.U.v., Lovins A.B., Lovins L.H. Factor four: doubling wealth, halving resource use: the new report to the Club of Rome. London: Earthscan; 1997. 322 p.

12. Kuznets S.S. Economic growth of nations: total output and production structure. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press; 1971. 363 p.

13. Маршалл А. Принципы экономической науки. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1993. 594 c.

14. Авдокушин Е.Ф., Демина В.В., Демина С.А., Заякина И.А., Игумнов О.А., Кожукалова О.Ю. и др. Современные направления и тенденции развития экономики. Избранные труды: монография. Под ред. Е.Д. Платоновой, О.А. Игумнова. М.: Перо; 2022. 362 с.

15. Schulz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961;1(51):1–17.

16. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Качество приема в российские вузы: 2022. https://www.hse.ru/ege2022 (дата обращения: 02.09.2023).

17. Организация Объединенных Наций. Всемирный день навыков молодежи 15 июля. https://www.un.org/ru/observances/world-youth-skills-day (дата обращения: 04.09.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Тазов П.Ю. Составляющие дифференциации качества образования: новая реальность формирования человеческого капитала. Вестник университета. 2023;(11):256-267. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-256-267

For citation:


Ivanov S.Yu., Ivanova D.V., Tazov P.Yu. Components of the quality of education differentiation: new reality of human capital formation. Vestnik Universiteta. 2023;(11):256-267. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-256-267

Просмотров: 246


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)