Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Управление инновациями в высшем образовании как фактор регионального экономического роста

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-23-31

Аннотация

   Инновационная деятельность в сфере высшего образования служит катализатором экономического роста на региональном уровне. Современные экономические реалии требуют активного внедрения научно-технических достижений в образовательный процесс, что неизбежно влияет на экономическое развитие регионов. Возрастание вклада высших учебных заведений в экономику региона обусловлено рядом факторов: улучшением качества образования, развитием научно-исследовательской деятельности и коммерциализацией научных разработок. Проанализированы данные Государственной программы развития образования, примеры ведущих университетов мира и отчеты о научно-исследовательской деятельности университетов Российской Федерации за период 2015–2022 гг., проведена многопараметрическая оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования. Исследование включало сравнительный анализ инвестиций в научные исследования и их влияние на региональный валовой внутренний продукт, а также анализ кейсов коммерциализации научных разработок. Показано, что в период с 2015 г. по 2022 г. объем финансирования научных исследований в ведущих российских университетах вырос на 37 %, что сопровождалось увеличением числа патентов на 24 % и коммерчески успешных проектов на 18 %. Примеры университетов Санкт-Петербурга и Новосибирска демонстрируют рост прямых инвестиций в регионы на 15 и 20 % соответственно за счет коммерциализации научных разработок. Исследование также показывает, что средний рост регионального валового внутреннего продукта в регионах с активной инновационной деятельностью вузов составил 5,6 % в год.

Об авторе

Р. А. Абрамов
Московский городской педагогический университет
Россия

Руслан Агарунович Абрамов, д-р экон. наук, проф., дир. института

институт экономики, управления и права

департамент экономики и управления

Москва



Список литературы

1. Арпентьева М.Р., Тащева А.И., Гриднева С.В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;2(11):61–73.

2. Rizaev N.K. Ecosystem of the intellectual property and its development. International Journal of Management, IT & Engineering. 2020;3(20).

3. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Stepanova O.P. et al. Stress of the Innovation and Innovations in Education. Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019;6(382):288–300. doi: 10.32014/2019.2518-1467.173

4. Арпентьева М.Р., Гайдар К.М., Кунаковская Л.А. Стресс инноваций в образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;4(10):4331–4346. doi: 10.20913/2618-7515-2020-4-17

5. Бесшапошникова Ю.А. Выпускная квалификационная работа – гарант сохранения традиций и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021;3:118–128. doi: 10.24412/2619-1504-2021-38-118-128

6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 08. 10. 2023).

7. Бодрийяр Ж. Двусмысленность и терроризм заботы. В кн.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Культурная революция; 2019. С. 213–215.

8. Габышева Л.К., Фролов Ю.Н. Об институционализации онлайн-образования в условиях цифровой трансформации. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;12(104):260–267. doi: 10.24158/spp.2022.12.40

9. Головко О.Н., Сидорова Е.А. Роль инновационных форм и методов воспитательной работы в профессиональном становлении студентов. Среднее профессиональное образование. 2021;12(316):44–47.

10. Кириленко А.В. Некоторые аспекты формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021;3(73):44–52.

11. Логунова Л.Б. Цифровая революция: школа как лаборатория социальной реконструкции. В кн.: Государственное управление Российской Федерации: повестка дня власти и общества. М.: Издательский дом КДУ; 2019. С. 54–59.

12. Прялухина А.В. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального развития личности студента на разных этапах обучения. Бизнес. Образование. Право. 2022;2(59):239–244. doi: 10.25683/VOLBI.2022.59.220

13. Тащева А.И., Валеева Г.В., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022;2(22):201–215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48697004

14. Ромм М.В., Заякина Р.А., Филатова Е.В., Лучихина Л.Ф., Ильин С.Е. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах. Новосибирск: НГТУ; 2018. 431 с.

15. Рябинина А.М. Технологии интернационализации высшего образования в современных условиях. Государственное управление. 2022;94:225246. doi: 10.24412/2070-1381-2022-94-225-246

16. Танделова О.М., Везиров Т.Г. Онлайн-курсы в образовательном процессе. Инновационные технологии в образовании. 2021;1(6):142–153.

17. Тащева А.И., Арпентьева М.Р., Гриднева С.В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;3(11):63–76. doi: 10.20913/2224-1841-2021-3-07


Рецензия

Для цитирования:


Абрамов Р.А. Управление инновациями в высшем образовании как фактор регионального экономического роста. Вестник университета. 2023;(12):23-31. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-23-31

For citation:


Abramov R.A. Innovation management in higher education as a factor of regional economic growth. Vestnik Universiteta. 2023;(12):23-31. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-23-31

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)