Эмпирическое исследование взаимосвязи психологии стресса обучающегося и ценностно-смыслового выбора образовательной траектории в вузе
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-229-239
Аннотация
Обозначенные противоречия, возникшие в условиях геополитических изменений, привели к необходимости изучения вопроса взаимосвязи психологии стресса и выбора образовательной траектории обучения на основе ценностно-смыслового аспекта, что в свою очередь стало предметом исследования при выборе образовательной траектории в вузе. Цель направлена на разрешение обозначенных противоречий через выявление особенностей ценностно-смыслового аспекта студентов, которые оказывают влияние на их выбор. Методология исследования выстроена на основе методов и принципов, задающих структуру и пути решения заявленных противоречий для достижения цели. На базе теоретического анализа изучения проблемы влияния стресса на человека рассматриваются различные подходы. Эти подходы значимы для студента, так как минимизируют негативное воздействие на физическое и психическое здоровье обучающихся. Они рассматриваются с разных сторон и разных точек зрения как стратегия совладания и стрессоустойчивость. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологии стресса обучающегося и ценностно-смыслового выбора образовательной траектории в вузе представлено в динамике изменений этого выбора и с некоторыми высказываниями студентов, подтверждающих сформулированные выводы. В заключении дается обобщение и изложен тот минимум, который следует учитывать при выборе образовательной траектории на основе собственного смысла и ценностей каждого участника образовательного процесса, чтобы уменьшить стресс в любой деятельности.
Об авторах
Г. И. АтамановаРоссия
Атаманова Галина Ивановна, Канд. пед. наук, доц. каф. психологии, педагогики и правоведения
г. Новосибирск
В. Н. Ромашин
Россия
Ромашин Владимир Николаевич, Канд. пед. наук, доц. каф. психологии, педагогики и правоведения
г. Новосибирск
Список литературы
1. Weber H. Breaking the rules: personal and social responses to coping norm-violations. Anxiety, Stress, and Coping. 2003;2(16):133–153.
2. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion. Journal of Personality and Social Psychology. 1988;3(54):466–475. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.3.466
3. Изард К.E. Эмоции человека. Пер. с англ. С.В. Квасовца, Д.В. Ольшанского. М.: Московский государственный университет; 1980. 464 с.
4. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017;4:563–575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575
5. Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж., О’Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. Пер. С англ. П.К. Власова. М.: Гуманитарный Центр; 2007. 336 с.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1982. 124 с.
7. Урусова А.М., Бостанова С.Н. Психологические механизмы управления учебным стрессом. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020;2(180):529–533.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение; 1968. 464 c.
9. Атаманова Г.И. Педагогика: сборник задач: учебное пособие. СПб.: Лань; 2023. 408 с.
10. Ромашин В.Н., Атаманова Г.И. Ретроспективный анализ феномена стресса: физиологический и психологический подход. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023;9А(12):37–49.
11. Атаманова Г.И. Условия ведения практико-ориентированной деятельности преподавателя вуза: из опыта работы. В кн.: Лучшие практики победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»: сборник научных статей участников VI Национальной научно-практической сессии, Москва, 17 ноября – 22 декабря 2023 г. М.: Образование. Пресс; 2023. С. 16–22.
12. Тувышева Д.А., Атаманова Г.И. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности. Ярославский педагогический вестник. 2020;1(112):155–163.
13. Фаткуллина Г.Р. Некоторые аспекты формирования ценностных ориентаций молодежи в контексте проектов Федерального агентства по делам молодежи и Российского Союза Молодежи. Вестник университета. 2023;12:12–22. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-12-22
Рецензия
Для цитирования:
Атаманова Г.И., Ромашин В.Н. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологии стресса обучающегося и ценностно-смыслового выбора образовательной траектории в вузе. Вестник университета. 2024;(7):229-239. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-229-239
For citation:
Atamanova G.I., Romashin V.N. Empirical study of the relationship of the psychology of student stress and the value-semantic choice of an educational trajectory at a university. Vestnik Universiteta. 2024;(7):229-239. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-229-239