Отношение студентов к этническому предпринимательству
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-170-179
Аннотация
Актуальность изучения отношения к этническому предпринимательству обусловлена его возрастающей ролью не только как экономического, но и как социального феномена в процессе глобализации. Для проведения исследования выбрана такая группа, как студенческая молодежь, поскольку одной из ее ключевых характеристик является низкий уровень терпимости, который может выражаться в отсутствии толерантного отношения к социальным группам, в том числе этническим. Выделены мигрантский и национальный подходы к пониманию этнопредпринимательства, классификация которых зависит от ориентации на актора или продукцию. Целью настоящего исследования является раскрытие отношения студентов к этническому предпринимательству и факторов, влияющих на это. Исследование происходило на основе результатов опроса студенческой молодежи в возрасте 18–24 лет. Проанализированы следующие факторы – пол, возрастная группа, курс обучения. Отношение студентов к этнопредпринимательству изучалось через анализ следующих эмпирических показателей: понимание сущности этнического предпринимательства, готовность приобретать и причины приобретения этнического товара, отношение к этническим продуктам. Установлено наличие размытия границ понятия этнического предпринимательства. У студентов прослеживается высокий уровень интереса к аутентичным продуктам этнопредпринимателя. Результаты проведенного исследования отношения студенческой молодежи к этнопредпринимательству могут быть полезны для маркетинговых стратегий, а также могут способствовать выстраиванию конструктивной межкультурной коммуникации.
Об авторах
Т. Ю. ПавленинаРоссия
Павленина Татьяна Юрьевна, магистрант
г. Пермь
Г. И. Селеткова
Россия
Селеткова Гюзель Ильясовна, ст. преп. каф. социологии и политологии
г. Пермь
В. В. Левченко
Россия
Левченко Валерий Витальевич, д-р психол. наук, зав. каф. социологии и политологии
г. Пермь
Список литературы
1. Тхакахов В.Х. Российская идентичность: ресурсы этнического предпринимательства. Общество. Среда. Развитие. 2015;4(37):80–86.
2. Ромашкин Т.В. Этноконфессиональные детерминанты формирования предпринимательского имиджа. Вестник Поволжского института управления. 2016;2(53):128–134.
3. Климов И.Ю. Этноконфессиональные отношения в организациях. Социологические исследования. 2012;5:137–142.
4. Кукина Е.Н. Причины этнического обособления в современных теориях рынка труда. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018;4.
5. Садовой А.Н. Методологические аспекты анализа традиционных форм этнического предпринимательства. Научный диалог. 2019;8:345–359. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-8-345-359
6. Эндрюшко А.А. Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт. Вестник Института социологии. 2017;4:46–70. http://dx.doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.480
7. Бекарев А.М., Кутявина Е.Е., Пак Г.С. Этническая идентичность в теории и цифрах: на примере коренных малочисленных северных народов. Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2024;1(24):13–22. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-1-13-22
8. Игошева М.А. Экономический ресурс этнической идентичности в условиях современных миграционных процессов. Философская мысль. 2020;7:72–84. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2020.7.33513
9. Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели. В кн.: Радаев В.В. (ред.) Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН; 2004. С. 340–365.
10. Сидлова А.Ю. Этнический маркетинг: применение в условиях современной Российской действительности. Омский научный вестник. 2007;1(51):52–56.
11. Киселев В.М., Коркачева О.В., Ганиев Р.М. Аутентичность товаров как новая концепция развития пищевой промышленности. Ползуновский вестник. 2012;2:44–48.
12. Церкасевич Л.В., Шашина Н.С., Ивлева Е.С. Этническое предпринимательство и специфика его развития в России. Экономика и управление. 2016;6(128):8–12.
13. Пешкова В.М. Предпринимательство мигрантов в России: структурные возможности. Власть. 2018;1:107–115.
14. Плюснин Ю.М. «Свои» и «Чужие» в русском провинциальном городе. Мир России. Социология. Этнология. 2013;3:60–93.
15. Тагиров Р.Ю. Этническое предпринимательство как система отношений и как институт. Экономика образования. 2009;3:47–53.
16. Алебастрова И.А. Большинство и меньшинство в конституционном государстве: этнический аспект. Lex Russica. 2017;1(122):35–49. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.035-049
17. Ушкин С.Г. Социология социальных сетей: ретроспективный анализ. Социологический журнал. 2013;1:94–110.
18. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия. Полис. Политические исследования. 1993;5:79–87.
19. Салата Д.В. Мозаика как семиотический элемент культуры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020;4:6–9. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10293
20. Петрова К.А. Этническое самосознание как психологический феномен. Омский научный вестник. 2008;5(72):146–149.
21. Файзуллин Ф.С. Этническое самосознание и факторы его формирования. Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2013;3:58–64.
22. Рунова Н.Ю. Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства. Экономика, предпринимательство и право. 2020;2(10):185–194. https://doi.org/10.18334/epp.10.2.100441
23. Рунова Н.Ю. Этническое предпринимательство: анализ основных определений. Экономика, предпринимательство и право. 2021;2(11):323–332. https://doi.org/10.18334/epp.11.2.111589
24. Новиков А.Л., Новикова И.А. Этнические стереотипы в контексте межкультурной коммуникации: психологические и семантические аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019;4:977–989. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-4-977-989
25. Рунова Н.Ю. Значение этнического предпринимательства в Российской Федерации: итоги исследования. Экономика, предпринимательство и право. 2022;3(12):1093–1106. https://doi.org/10.18334/epp.12.3.114311
Рецензия
Для цитирования:
Павленина Т.Ю., Селеткова Г.И., Левченко В.В. Отношение студентов к этническому предпринимательству. Вестник университета. 2024;(12):170-179. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-170-179
For citation:
Pavlenina T.Yu., Seletkova G.I., Levchenko V.V. Students’ attitudes towards ethnic entrepreneurship. Vestnik Universiteta. 2024;(12):170-179. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-170-179