Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Особенности ответственности при разном уровне удовлетворенности трудом специалистов по организации оказания многопрофильной помощи

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207

Аннотация

Рассмотрены особенности ответственности специалистов по организации оказания многопрофильной помощи (на примере операторов «Системы-112»), имеющих разный уровень удовлетворенности трудом. Проведено прямое сравнение групп специалистов с низкой, средней и высокой удовлетворенностью трудом по отдельным шкалам вопросника ОТВ-70, выявлены взаимосвязи между шкалами ОТВ-70, опросниками терминальных ценностей И.Г. Сенина и социально-профессиональной востребованности личности Е.В. Харитоновой, а также методиками исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Показано, что операторы с низкой удовлетворенностью трудом по сравнению со своими коллегами со средним и высоким уровнями более поверхностно понимают сущность и значимость ответственности в жизни человека и общества, реже выполняют дела, меньше получают позитивных эмоций при этом, меньше стремятся к этому из желания быть в коллективе, менее заинтересованы в результате дел как для других, так и для себя. В корреляционной плеяде системообразующим элементом у них является эмоциональный компонент ответственности. У операторов со средней удовлетворенностью трудом компоненты ответственности взаимосвязаны с показателями субъективной профессиональной востребованности, у операторов с высокой – с негативным самоотношением и показателями субъективной профессиональной востребованности.

Об авторах

Ю. А. Абдулина
Институт психологии Российской академии наук
Россия

Абдулина Юлия Александровна, аспирант

г. Москва



А. А. Алдашева
Институт психологии Российской академии наук
Россия

Алдашева Айгуль Абдулхаевна, д-р психол. наук, вед. науч. сотр.

г. Москва



Список литературы

1. Гуцыкова С.В. Комплексный подход к прогнозированию эффективности профессиональной деятельности. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012;1:84–88.

2. Бодров В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007;3(40):24–26.

3. Алдашева А.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловая сфера в представлениях специалистов-операторов «Системы-112». Методология современной психологии. 2023;18:15–28.

4. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН; 2008. 353 с.

5. Бичева И.Б., Данилова Е.Г., Носкова Ю.Н. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2022;77-1:76–79.

6. Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Китова Д.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян. Национальный психологический журнал. 2024;1(19):56–76. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0104

7. Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия. Психология. Педагогика. 2021;1(21):101–105. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-101-105

8. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2001. 209 с.

9. Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций. В кн.: Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: материалы Всероссийской заочной научной интернетконференции, Москва, 2 октября 2015 г. М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ; 2015. С. 7–12.

10. Рудакова О.А., Коденко И.Ю. Ответственность в структуре личности обучающихся высшей школы. Гуманитарные науки. 2022;4(60):133–138.

11. Карапетян Л.В. Ответственность как предиктор эмоционально-личностного благополучия. В кн.: Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций: материалы X Международного симпозиума, Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2019. С. 44–53.

12. Кудинов С.С., Архипочкина К.В. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. Вестник РУДН. Серия: психология и педагогика. 2013;1:19–27.

13. Купченко В.Е. Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым. Вестник Омского университета. 2003;2:85–88.

14. Берзин Б.Ю., Зыкина Н.Е. Процессуальная мотивация и социально-психологическая адаптация в системе управления персоналом. Вопросы управления. 2016;2(39):221–229.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии; 2002. С. 325–327.

16. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство. Ярославль: Психодиагностика; 1991. 20 с.

17. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл; 1993. 29 с.

18. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности. М.: Институт психологии РАН; 2014. 411 с.

19. Охотенко О.В. Влияние ценностно-смысловых ориентаций и самосознания на удовлетворенность трудом учителя средней школы. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М.: Московский психолого-социальный институт; 2010. 24 с.

20. Банщикова Т.Н. Осознанная саморегуляция в системе когнитивных и личностных предикторов удовлетворенности трудом. В кн.: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. М.: Институт психологии РАН; 2021. С. 187–193.


Рецензия

Для цитирования:


Абдулина Ю.А., Алдашева А.А. Особенности ответственности при разном уровне удовлетворенности трудом специалистов по организации оказания многопрофильной помощи. Вестник университета. 2024;(12):196-207. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207

For citation:


Abdulina Yu.A., Aldasheva A.A. Responsibility features at different job satisfaction level of multiprofile assistance organization specialists. Vestnik Universiteta. 2024;(12):196-207. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)