Особенности ответственности при разном уровне удовлетворенности трудом специалистов по организации оказания многопрофильной помощи
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207
Аннотация
Рассмотрены особенности ответственности специалистов по организации оказания многопрофильной помощи (на примере операторов «Системы-112»), имеющих разный уровень удовлетворенности трудом. Проведено прямое сравнение групп специалистов с низкой, средней и высокой удовлетворенностью трудом по отдельным шкалам вопросника ОТВ-70, выявлены взаимосвязи между шкалами ОТВ-70, опросниками терминальных ценностей И.Г. Сенина и социально-профессиональной востребованности личности Е.В. Харитоновой, а также методиками исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Показано, что операторы с низкой удовлетворенностью трудом по сравнению со своими коллегами со средним и высоким уровнями более поверхностно понимают сущность и значимость ответственности в жизни человека и общества, реже выполняют дела, меньше получают позитивных эмоций при этом, меньше стремятся к этому из желания быть в коллективе, менее заинтересованы в результате дел как для других, так и для себя. В корреляционной плеяде системообразующим элементом у них является эмоциональный компонент ответственности. У операторов со средней удовлетворенностью трудом компоненты ответственности взаимосвязаны с показателями субъективной профессиональной востребованности, у операторов с высокой – с негативным самоотношением и показателями субъективной профессиональной востребованности.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. А. АбдулинаРоссия
Абдулина Юлия Александровна, аспирант
г. Москва
А. А. Алдашева
Россия
Алдашева Айгуль Абдулхаевна, д-р психол. наук, вед. науч. сотр.
г. Москва
Список литературы
1. Гуцыкова С.В. Комплексный подход к прогнозированию эффективности профессиональной деятельности. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012;1:84–88.
2. Бодров В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007;3(40):24–26.
3. Алдашева А.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловая сфера в представлениях специалистов-операторов «Системы-112». Методология современной психологии. 2023;18:15–28.
4. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН; 2008. 353 с.
5. Бичева И.Б., Данилова Е.Г., Носкова Ю.Н. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2022;77-1:76–79.
6. Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Китова Д.А., Первачева О.А. Ценностно-смысловые детерминанты профессиональной ответственности в обыденном представлении россиян. Национальный психологический журнал. 2024;1(19):56–76. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0104
7. Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия. Психология. Педагогика. 2021;1(21):101–105. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-101-105
8. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2001. 209 с.
9. Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций. В кн.: Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: материалы Всероссийской заочной научной интернетконференции, Москва, 2 октября 2015 г. М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ; 2015. С. 7–12.
10. Рудакова О.А., Коденко И.Ю. Ответственность в структуре личности обучающихся высшей школы. Гуманитарные науки. 2022;4(60):133–138.
11. Карапетян Л.В. Ответственность как предиктор эмоционально-личностного благополучия. В кн.: Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций: материалы X Международного симпозиума, Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2019. С. 44–53.
12. Кудинов С.С., Архипочкина К.В. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. Вестник РУДН. Серия: психология и педагогика. 2013;1:19–27.
13. Купченко В.Е. Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым. Вестник Омского университета. 2003;2:85–88.
14. Берзин Б.Ю., Зыкина Н.Е. Процессуальная мотивация и социально-психологическая адаптация в системе управления персоналом. Вопросы управления. 2016;2(39):221–229.
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии; 2002. С. 325–327.
16. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство. Ярославль: Психодиагностика; 1991. 20 с.
17. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл; 1993. 29 с.
18. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности. М.: Институт психологии РАН; 2014. 411 с.
19. Охотенко О.В. Влияние ценностно-смысловых ориентаций и самосознания на удовлетворенность трудом учителя средней школы. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М.: Московский психолого-социальный институт; 2010. 24 с.
20. Банщикова Т.Н. Осознанная саморегуляция в системе когнитивных и личностных предикторов удовлетворенности трудом. В кн.: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. М.: Институт психологии РАН; 2021. С. 187–193.
Рецензия
Для цитирования:
Абдулина Ю.А., Алдашева А.А. Особенности ответственности при разном уровне удовлетворенности трудом специалистов по организации оказания многопрофильной помощи. Вестник университета. 2024;(12):196-207. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207
For citation:
Abdulina Yu.A., Aldasheva A.A. Responsibility features at different job satisfaction level of multiprofile assistance organization specialists. Vestnik Universiteta. 2024;(12):196-207. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-196-207