Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216
Аннотация
Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего (государства Азии, Африки, Ближнего Востока) и ближнего зарубежья. Актуальность исследования обусловлена значимостью успешного прохождения адаптации для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, а также недостаточной изученностью специфики адаптации студентов к обучению в инокультурной среде. В силу культурных различий протекание процесса адаптации может проходить с разным успехом. В исследовании приняли участие 62 иностранных студента, приехавших получать образование в Российскую Федерацию. Возраст респондентов — от 17 до 28 лет. Из них 58 % студентов, прибывших в Российскую Федерацию из государств ближнего зарубежья, и 42 % – из стран, не входивших в состав Советского Союза на момент его распада. Для исследования социально-психологической адаптации применены анкета и методика «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского. Установлено, что иностранные студенты, приехавшие на учебу из стран дальнего зарубежья, значительно хуже адаптируются к обучению в российских вузах и в большей степени подвержены риску социально-психологической дезадаптации, чем студенты из стран ближнего зарубежья.
Об авторах
А. А. ГорожанкинРоссия
Горожанкин Алексей Александрович, аспирант
г. Москва
М. В. Ионцева
Россия
Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии и психологии управления
г. Москва
Список литературы
1. Максимчук Е.Д. Межкультурная адаптация иностранных студентов из стран Азии, Африки и Южной Америки, обучающихся в России. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского; 2018. 222 с.
2. Уткина А.В., Гараева И.В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах. Международный научно-исследовательский журнал. 2023;3(129):1–4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.62
3. Солдатова Г.У. (ред.) Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл; 2019. 479 с.
4. Калинникова М.В., Малинский И.Г., Минин А.А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2022;4(22):408–412. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-408-412
5. Марина Ю.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022;1(34):117–121. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-117-121
6. Лю Ц. Когнитивно-поведенческие предикторы социально-психологической адаптации студентов первокурсников к вузу (на примере российских и китайских студентов). Дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет; 2016. 204 с.
7. Tseng W. International students’ strategies for well-being. College Student Journal. 2002;4:591–597.
8. Sumer S. International Students’ Psychological and Sociocultural Adaptation in the United States. Georgia State University; 2009. 74 р.
Рецензия
Для цитирования:
Горожанкин А.А., Ионцева М.В. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Вестник университета. 2024;(12):208-216. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216
For citation:
Gorozhankin A.A., Iontseva M.V. Features of social and psychological adaptation of foreign students from far and near abroad. Vestnik Universiteta. 2024;(12):208-216. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216