Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216

Аннотация

Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего (государства Азии, Африки, Ближнего Востока) и ближнего зарубежья. Актуальность исследования обусловлена значимостью успешного прохождения адаптации для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, а также недостаточной изученностью специфики адаптации студентов к обучению в инокультурной среде. В силу культурных различий протекание процесса адаптации может проходить с разным успехом. В исследовании приняли участие 62 иностранных студента, приехавших получать образование в Российскую Федерацию. Возраст респондентов — от 17 до 28 лет. Из них 58 % студентов, прибывших в Российскую Федерацию из государств ближнего зарубежья, и 42 % – из стран, не входивших в состав Советского Союза на момент его распада. Для исследования социально-психологической адаптации применены анкета и методика «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского. Установлено, что иностранные студенты, приехавшие на учебу из стран дальнего зарубежья, значительно хуже адаптируются к обучению в российских вузах и в большей степени подвержены риску социально-психологической дезадаптации, чем студенты из стран ближнего зарубежья.

Об авторах

А. А. Горожанкин
Государственный университет управления
Россия

Горожанкин Алексей Александрович, аспирант

г. Москва



М. В. Ионцева
Государственный университет управления
Россия

Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии и психологии управления

г. Москва



Список литературы

1. Максимчук Е.Д. Межкультурная адаптация иностранных студентов из стран Азии, Африки и Южной Америки, обучающихся в России. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского; 2018. 222 с.

2. Уткина А.В., Гараева И.В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах. Международный научно-исследовательский журнал. 2023;3(129):1–4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.62

3. Солдатова Г.У. (ред.) Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл; 2019. 479 с.

4. Калинникова М.В., Малинский И.Г., Минин А.А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2022;4(22):408–412. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-408-412

5. Марина Ю.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022;1(34):117–121. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-117-121

6. Лю Ц. Когнитивно-поведенческие предикторы социально-психологической адаптации студентов первокурсников к вузу (на примере российских и китайских студентов). Дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет; 2016. 204 с.

7. Tseng W. International students’ strategies for well-being. College Student Journal. 2002;4:591–597.

8. Sumer S. International Students’ Psychological and Sociocultural Adaptation in the United States. Georgia State University; 2009. 74 р.


Рецензия

Для цитирования:


Горожанкин А.А., Ионцева М.В. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Вестник университета. 2024;(12):208-216. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216

For citation:


Gorozhankin A.A., Iontseva M.V. Features of social and psychological adaptation of foreign students from far and near abroad. Vestnik Universiteta. 2024;(12):208-216. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)