Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Повышение личностного адаптационного потенциала педагогов и студентов через применение технологии «дизайн-мышление» в образовательном процессе

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-217-227

Аннотация

Рассмотрено использование технологии, которая эффективно реализуется в образовательном процессе и повышает адаптационный потенциал педагога и обучающегося, – дизайн-мышление. Исследование проводилось в течение 2023–2024 гг. в образовательных учреждениях Астрахани: муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа № 12», «Средняя общеобразовательная школа № 8», федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Астраханский государственный университет». Количество испытуемых составило 90 чел., из них 25 учителей школ, 25 преподавателей вуза, 40 студентов выпускных курсов Астраханского государственного университета (в период прохождения производственной практики). В качестве основы использованы методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, шкала личностного адаптационного потенциала. Применены методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Эндлера, Д. Джеймса, М. Паркера (в адаптации Т.А. Крюковой). Для исследования технологии «дизайн-мышление» применены следующие методики: тест по выявлению образной креативности (творческого потенциала) Е. Торренса, тест «Креативность» Н. Вишняковой. Сделан вывод о том, что личностный адаптационный потенциал можно исследовать, применив технологию «дизайн-мышление». Знание специфики содержания и структурной организации личностного адаптационного потенциала возможно использовать в учебной деятельности для повышения адаптационного потенциала учащихся, студентов, преподавателей, учителей. Установлено, что некоторые переменные личностного адаптационного потенциала, такие как гибкость оценки деятельности и результата, моделирование, планирование, достоверно изменяются в ходе применения дизайн-мышления у всех групп испытуемых и повышают личностный адаптационный потенциал.

Об авторах

О. А. Камнева
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
Россия

Камнева Ольга Анатольевна, канд .  биол. наук, доц. каф .  психологии

г. Астрахань



С. Б. Тайсаева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Тайсаева Светлана Борисовна, канд. психол. наук, доц. каф. политического анализа и социально-психологических процессов

г. Москва



Список литературы

1. Батуева С.В. Изучение адаптационного потенциала и психологической устойчивости у студентов первого курса в образовательном пространстве вуза. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019;2:35–38.

2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа. Психологическая наука и образование. 2008;8:69–74.

3. Замятина А.В. Проблемы адаптационного потенциала личности и психологического благополучия. Гуманитарные исследования. 2015;1:99–104.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер: адаптированный вариант Т.А. Крюковой). В кн.: Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии; 2002. С. 442–444.

5. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ». Вопросы психологии. 2011;1:134–149.

6. Фазылзянова Г.И., Соколова Т.Ю., Балалов В.В. Методология дизайн-мышления как креативный ресурс развития современной системы образования. Педагогический журнал. 2020;1-1(10):415–427.

7. Каманин И.Е., Спиридонова Д.В. Внедрение дизайн-мышления в сферу государственного и муниципального управления. Ученые записки. 2023;1(45):20–22.

8. Альмомани Х. Н., Быстрова Т.Ю. Алгоритмы дизайн-мышления: теория и практика. Академический вестник. Урал-НИИпроект РАСААН. 2019;2(41):92–97.

9. Козырева О.А., Дьякова Н.И. Изучение личностного адаптационного потенциала. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2017.

10. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. Дис. … д-р психол. наук: 19.00.01. СПб.; 2001. 128 с.

11. Толстых Ю.И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011;1:493–496.

12. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013;155:71–83.

13. Пулявина Н.С. Возможности применения инструментов дизайн-мышления для совершенствования электронных информационно-образовательных систем. Экономика, предпринимательство и право. 2021;2(11):489–500. https://doi.org/10.18334/epp.11.2.111663

14. Максимова Г.Ю., Древина Н.А. Культура дизайн-мышления в высшей школе. Итеративное проектирование. Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2022;1:70–77.

15. Тарасова А.С. Применение методов дизайн-мышления на практике. Тенденции развития науки и образования. 2022;88-2:77–80. https://doi.org/10.18411/trnio-08-2022-65

16. Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций. Вестник Тверского государственного университета. 2018;3:245–25.

17. Канавцев М.В. Системный анализ и дизайн-мышление – новое или давно заьыток старое? В кн.: Двадцатые Петровские чтения: материалы Всероссийской конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2018 г. СПб: Северная звезда; 2019. С. 241–244.

18. Галимов А.М., Аскаров А.Д. Формирование стратегии программы развития и управленческих решений высших учебных заведений на основе подхода дизайн-мышления. В кн.: Качество педагогического образования в условиях современных вызовов. Казань: Казанский федеральный университет; 2023. С. 43–54.

19. Тарасова А.С. Применение методов дизайн-мышления в стратегии современных компаний. Тенденции развития науки и образования. 2024;105-5:153–156.

20. Райгородский Д.Я. (ред.) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО–АМ). В кн.: Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах-М; 2001. С. 549–558.

21. Беляев Н.М., Смирнова О.П. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами на основе внедрения дизайн-мышления. Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2019;44:120–123.

22. Мартин Р.Л. Дизайн бизнеса: почему дизайн-мышление – следующее конкурентное преимущество. Бостон: Гарвардская бизнес-пресса; 2009. 231 с.


Рецензия

Для цитирования:


Камнева О.А., Тайсаева С.Б. Повышение личностного адаптационного потенциала педагогов и студентов через применение технологии «дизайн-мышление» в образовательном процессе. Вестник университета. 2024;(12):217-227. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-217-227

For citation:


Kamneva O.A., Taysaeva S.B. Increasing the personal adaptation potential of teachers and students through the design thinking technology application in the educational process. Vestnik Universiteta. 2024;(12):217-227. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-217-227

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)