Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Психодидактические особенности цифровых технологий для профессионального развития личности взрослого в условиях дополнительного профессионального образования

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-228-239

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что цифровая трансформация профессионального образования требует пересмотра и проработки психодидактики цифровых образовательных технологий, в частности при обучении взрослых. Целью исследования является определение психодидактических особенностей цифровых технологий для профессионального развития личности взрослого в условиях дополнительного профессионального образования. Достижению цели способствовало решение основных задач исследования: проанализировать научно-практическую литературу по проблеме исследования; выявить психодидактические особенности цифровых технологий при обучении взрослых; определить взаимосвязи цифровых технологий профессионального обучения и саморазвития личности взрослого на основе интеграции цифровой дидактики, андрагогики и психодидактики. Методы исследования – теоретический и системно-логический анализ цифровых технологий для развития личности взрослого, практического анализа и синтеза, метод обобщения результатов. Новизна исследования заключается в том, что выявлены перспективные цифровые технологии для профессионального развития личности современного работника и их отличительные признаки (целевая направленность, надежность и открытость), способствующие личностно-профессиональному развитию взрослого и психодидактической трансформации цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования. Проведен анализ литературы по проблемам дидактики профессионального образования, цифровой дидактики и психодидактики, по проблемам применения цифровых технологий при обучении и развитии взрослого обучающегося. Раскрыты особенности открытых интернет-ресурсов, позволяющие определить образовательный потенциал цифровых технологий. Выявлены психодидактические элементы цифровых технологий для профессионального развития личности взрослого. Определены системно-структурные взаимосвязи цифровых и традиционных образовательных технологий для профессионального обучения и саморазвития личности взрослого.

Об авторе

Л. Е. Паутова
Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга»
Россия

Паутова Людмила Евгеньевна, канд. психол. наук, ст. науч. сотр.

г. Коломна



Список литературы

1. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие. М.: Институт стратегии развития образования РАО; 2021. 232 с.

2. Сайдимова Э.Р. Активные методы обучения и интернет. Образование и право. 2020;1:237–239.

3. Харавинина Л.Н. Сопровождение процесса профессионального роста педагогического работника в профессиональной образовательной организации. В кн.: Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума, Ярославль, 26–27 апреля 2021 г. Ярославль: Институт развития образования; 2021. С. 515–521.

4. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус; 2017. 247 с.

5. Титова С.В., Замковая А.В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся. Педагогика и психология образования. 2022;1:114–129. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-1-114-129

6. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2020;2(9):53–56. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0012

7. Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО. Профессиональное образование в современном мире. 2020;1(10):3556–3565. https://doi.org/10.15372/PEMW20200118

8. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2012. 495 с.

9. Жданко Т.А. Основы андрагогики. Практическое руководство: учебное пособие. Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета; 2019. 124 с.

10. Змеев С.И. Основы андрагогики. М.: Флинта; 1999. 207 с.

11. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо; 2019. 24 с.

12. Василькова Н.А., Гафарова Е.А., Диденко Г.А., Шварцкоп О.Н. Цифровые образовательные технологии: дидактические возможности и риски. Челябинск: Библиотека А. Миллера; 2023. 99 с.

13. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции средствами массовых открытых онлайн курсов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017;4(6):167–170.

14. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018;6(32):36–40.

15. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования. Вестник Мининского университета. 2019;1(7). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

16. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе. Вестник Мининского университета. 2019;3(7). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-4

17. Виноградова И.В., Калимуллин Д., Шершукова Н.В., Цилицкий В.С., Емалетдинова Г.Э. Геймификация как метод обучения: особенности и возможности. Московский экономический журнал. 2022;3:702–708. https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_3_182

18. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;4:2–10.

19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Технология разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогические технологии». Инновации в образовании. 2019;6:103–109.

20. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт; 2018. 90 с.

21. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г.А. Современные технологии профориентационной деятельности в системе высшего образования. Современные исследования социальных проблем. 2018;5-2(9):45–48.

22. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование. Карельский научный журнал. 2019;3(28):15–17. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0803-0004


Рецензия

Для цитирования:


Паутова Л.Е. Психодидактические особенности цифровых технологий для профессионального развития личности взрослого в условиях дополнительного профессионального образования. Вестник университета. 2024;(12):228-239. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-228-239

For citation:


Pautova L.Ye. Psychodidactic features of digital technologies for professional development of an adult’s personality within the framework of additional vocational education. Vestnik Universiteta. 2024;(12):228-239. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-228-239

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)