Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Связь эмоционального интеллекта и склонности к виктимному поведению в подростковом возрасте

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-203-210

Аннотация

Изучена категория «эмоционального интеллекта». Рассмотрены различные подходы к виктимности и склонности к виктимному поведению у подростков. Проанализированы современные исследования по заявленной проблеме. Исследования, связанные с эмоциональной сферой, приобретают популярность, поскольку изменения, происходящие в мире, негативно влияют на эмоциональное состояние людей. Больше всего эмоциональный интеллект связывают с конфликтностью и умением выстраивать взаимоотношения в коллективе сверстников. Подростковый возраст является сензитивным для развития эмоционального интеллекта. Этот период связан и с виктимизацией поведения. Описаны результаты проведенного исследования, в котором приняли участие 110 учащихся в возрасте 15 лет муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «Семеновская средняя общеобразовательная школа» и «Гришковская средняя общеобразовательная школа» (из них 59 девочек и 51 мальчик). Выявлено, что у подростков наблюдаются средний уровень развития эмоционального интеллекта, а также средний уровень склонности к различным типам виктимного поведения. Кроме того, понимание своих эмоций связано со склонностью к виктимному поведению у подростков. Выявленные связи позволят составить программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у подростков.

Об авторе

К. С. Дерксен
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Дерксен Кристина Сергеевна – вед. психолог Центра психологического и социального здоровья молодежи 

г. Барнаул



Список литературы

1. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. СПб: Питер; 2017. 832 с.

2. Петровских В.Д., Пенионжек Е.В. Склонность к виктимному поведению у подростков, особенности его проявления. Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023;1(13):56–61.

3. Ривман Д.В. Виктимология. СПб: Юридический центр Пресс; 2000. 332 с.

4. Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016;1:72–76.

5. Григорьева А.А., Усова Л.Е. Взаимосвязь склонности к виктимному поведению и рисков употребления психоактивных веществ у подростков. Психология и право. 2020;3(10):211–223. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100314

6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2006;3:78–86.

7. Одинцова М.А. Феномен «жертва» в научной литературе и житейских представлениях. Омский научный вестник. 2006;10:89–94.

8. Клыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков. Проблемы современного педагогического образования. 2019;64-3:297–301.

9. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков. М.: МГППУ; 2021. 104 с.

10. Czarna A.Z., Leifeld P., Śmieja M., Dufner M., Salovey P. Do Narcissism and Emotional Intelligence Win Us Friends? Modeling Dynamics of Peer Popularity Using Inferential Network Analysis. Personality and Social Psychology Bulletin. 2016;11(42):1588–1599. https://doi.org/10.1177/0146167216666265

11. Cleverley K., Szatmari P., Vaillancourt T., Boyle M., Lipman E. Developmental trajectories of physical and indirect aggression from late childhood to adolescence: Sex differences and outcomes in emerging adulthood. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2012;10(51):1037–1051. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2012.07.010

12. Ann B.Y., Yang C.C. The moderating role of personality traits on emotional intelligence and conflict management styles. Psychological Reports. 2012;3(10):1021–1025. https://doi.org/10.2466/21.01.09.20.PR0.110.3.1021–1025

13. Zeidner M., Kloda I. Emotional intelligence (EI), conflict resolution patterns, and relationship satisfaction: Actor and partner effects revisited. Personality and Individual Differences. 2013;2(54):278–283. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.09.013

14. Rivers S.E., Brackett M.A., Salovey P., Mayer J.D. Measuring emotional intelligence as a set of mental abilities. In: Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. (eds.) The science of emotional intelligence: Knowns and unknowns. 2007. Pp. 230–257. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195181890.003.0009

15. Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior. Personality and Individual Differences. 2004;6(36):1387–1402. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00236-8

16. Elipe P., Ortega-Ruiz R., Hunter S.C., Rey R.D. Perceived emotional intelligence and involvement in several kinds of school bullying. Behavioral Psychology. 2012;1(20):169–181.

17. Elipe P., Mora-Merchan J., Ortega-Ruiz R., Casas J.A. Perceived emotional intelligence as a moderator variable between cybervictimization and its emotional impact. Frontiers in psychology. 2015;6:486. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00486

18. Durlak J.A., Weissberg R.P., Dymnicki A.B., Taylor R.D., Schellinger K.B. The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions. Child Development. 2011;1(82):405–432. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x

19. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск; 2005. 213 с.

20. Садокова А.В., Воронкина П.М. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков. Психологическая диагностика. 2006;3:68–83.


Рецензия

Для цитирования:


Дерксен К.С. Связь эмоционального интеллекта и склонности к виктимному поведению в подростковом возрасте. Вестник университета. 2025;(2):203-210. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-203-210

For citation:


Derksen K.S. The relationship between emotional intelligence and propensity to victim behavior in adolescence. Vestnik Universiteta. 2025;(2):203-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-203-210

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)