Четверть века эволюции событийного менеджмента 2000–2024 гг.: общее и особенное существующих подходов
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-80-92
Аннотация
Целью исследования является концептуализация основных этапов и закономерностей развития теории отечественного событийного менеджмента с 2000 г. до настоящего времени. Методология включает сравнительно-исторический подход к анализу литературы (первый этап), контент-анализ данных отечественной публикационной активности (второй этап), сравнительный анализ на основе данных зарубежных исследований (третий этап). На первом и втором этапах хронологически рассмотрены ступени развития событийного менеджмента (ивент-менеджмента), эволюция отечественных научно-исследовательских изысканий; выделены временные маркеры появления новых контекстов, два ключевых направления эволюции (рыночное и социокультурное); аргументирован вклад семантического фактора в развитие; установлены особенности эволюционных трансформаций, выделены ключевые затрагиваемые переменные; продемонстрированы и сравнительно охарактеризованы 6 подходов к управлению (соответствующие эволюционным этапам) и седьмое, прогнозное, направление. На третьем этапе дана сравнительная характеристика развитию ивент-менеджмента (событийного) в научно-теоретическом и прикладном поле; даны два обоснования использования терминологической системы «ивент» (маркетинговое и семантическое); охарактеризованы особенности совершенствования теоретических подходов ивент-менеджмента за рубежом за аналогичный период (в англоязычном и неанглоязычном поле) и сопоставлены с особенностями отечественного развития. Результаты, полученные на третьем этапе, обрисовывают поле дальнейших исследований и разработок в области ивент-менеджмента в части управления процессами общественного развития, ценностно-смысловой коммуникации в социокультурном пространстве. В целом представленный материал может служить практическим руководством к выбору управленческого подхода, релевантного контексту применения, а также обозначает возможное направление дальнейших теоретико-практических изысканий, что способствует повышению эффективности, конкурентоспособности и опережающему развитию.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ШелгинскаяРоссия
Шелгинская Виктория Алексеевна - Соискатель
Список литературы
1. Baum T., Lockstone-Binney L., Robertson M. Event studies: finding fool’s gold at the rainbow’s end? International Journal of Event and Festival Management. 2013;3(4):179–185. https://doi.org/10.1108/IJEFM-06-2013-0014
2. Бочкарева Е.С. Событийный маркетинг как инструмент продвижения бренда: современные тенденции развития отрасли. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022;3–1(85):27–30. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-3-1-27-30
3. Allen J., Harris R., Jago L., Tantrai A., Jonson P., D’Arcy E. Festival and special event management. Milton.: John Wiley & Sons; 2022. 432 p.
4. Милованова Р.В. Мегасобытие «Олимпиада-80»: информационно-пропагандистский инструментарий советской ивент-дипломатии. Управление в современных системах. 2016;3(10):49–57.
5. Tjandra N.C., Rihova I., Snell S., Den H.C.S., Theodoraki E. Mega-events brand meaning co-creation: the Olympic case. Journal of Product & Brand Management. 2021;1(30):58–73. https://doi.org/10.1108/JPBM-08-2019-2539
6. Aguiar-Quintana T. Under-researched areas of event management in the past 15 years. Journal of Tourism & Hospitality. 2015;3(4):160–167. http://dx.doi.org/10.4172/2167-0269.1000160
7. Мухина М.В., Каткова О.В., Мухина Е.С., Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В. Совершенствование технологий еvent-маркетинга. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019;2(36):248–254.
8. Рыльская Е.Е. История, специфика и ключевые особенности event-маркетинга. Научный электронный журнал Меридиан. 2021;5(58):78–80.
9. Христова Х.А. Влияние управления событиями (ивент-менеджмент) в корпоративной культуре. Научные вести. 2021;3(32):133–146.
10. Biaett V., Richards G. Event experiences: measurement and meaning. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2020;3(12):277–292. https://doi.org/10.1080/19407963.2020.1820146
11. Саркисян О.А., Берулава А.Л., Агаева С.Т. Event-мероприятия как основа интегрированных маркетинговых коммуникаций. Коммуникология. 2017;2(2):53–62.
12. Reddy A.J., Ashraf A., Ramesh U., Reddy V.B., Samrudh J. Impact of economic and political policies in event management industry. Asian Journal of Management and Commerce. 2023;4(1):110–115. https://doi.org/10.22271/27084515.2023.v4.i1b.152
13. Matheson C.M., Tinsley R. The carnivalesque and event evolution: a study of the Beltane Fire Festival. Leisure Studies. 2016;3(35). http://dx.doi.org/10.1080/02614367.2014.962591
14. Синцов М., Добрянский Р., Добрянская Н. Event-менеджмент: сущность и особенности организации. В кн.: Проблемы и вызовы экономики региона в условиях глобализации: сборник статей VI Национальной научно-практической конференции, Комрат, 26 ноября 2020 г. Комрат: Комратский государственный университет; 2020. С. 118–123.
15. Richards G., Censon D., Gračan D., Haressy M., Kiráľová A., Marulc E. et al. Event management literature: exploring the missing body of knowledge. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2022;1(17):172–193. https://doi.org/10.1080/19407963.2022.2128810
16. Yeung E., Thomas R. The “long tail” of event management research: evidence from the field’s main journals. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2022;2(14):207–214. https://doi.org/10.1080/19407963.2020.1862855
17. Rai Sh., Nayak J.K. Conceptualization and development of event experience scale: lessons from India. Tourism Review. 2020;2(75):369–381. https://doi.org/10.1108/tr-10-2018-0143
18. Richards G. Pulling the long tail of event management research. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2022;2(14):215–218. https://doi.org/10.1080/19407963.2021.1890755
19. Srivastava P.R., Eachempati P., Sharma D. Fourteen years of event management: a bibliometric analysis. Event Management. 2022;3(26):531–545. https://doi.org/10.3727/152599521X16106577965161
20. Ibrahim I., Sa’aid H.B., Yuliawan R. Major trends in festivals events research: a bibliometric study. International Journal of Academic Research in Business & Social Sciences. 2023;5(13):1632–1648. http://dx.doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i5/16674
21. Ghaderi Z., Abdollahi A., Shekari F., Walker M., Farrokhzad N. A bibliometric analysis of the event industry. Event Management. 2023;5(27):781–807. https://doi.org/10.3727/152599523X16836740488013
22. Duignan M.B. Thirty years of events-related research (1992–2022): published works in annals of tourism research and annals of tourism research empirical insights. Annals of Tourism Research. 2023;100. https://doi.org/10.1016/j.annals.2023.103556
23. Шкурко Н.С., Михайлова А.В., Гаврильева В.Н. Event-менеджмент в контексте управления территорией: региональная практика. Modern Economy Success. 2020;3:273– 281.
24. Тебекин А.В. Развитие направлений прикладного менеджмента в постиндустриальную эпоху: часть 1 – от А до И. Журнал экономических исследований. 2024;5(10):24–30.
25. Getz D., Page S.J. Event studies. Theory, research and policy for planned events. Milton Park: Routledge; 2019. 576 р.
Рецензия
Для цитирования:
Шелгинская В.А. Четверть века эволюции событийного менеджмента 2000–2024 гг.: общее и особенное существующих подходов. Вестник университета. 2025;(5):80-92. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-80-92
For citation:
Shelginskaya V.A. Quarter of a century of event-management evolution 2000-2024: the general and the special of existing approaches. Vestnik Universiteta. 2025;(5):80-92. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-5-80-92